Трудно представить себе, что Че Геваре, вечно молодому на бесчисленных репродукциях фотографий, исполнилось бы сегодня 80 лет. Ведь радикальные революционные взгляды обычно ассоциируются с молодостью, а то и вовсе с «юношеским максимализмом». Многие считают, что быть убежденным и бороться за что-то можно только до 30 лет, а потом нужно обязательно стать прожженным циником и мыслить только категориями свого кошелька. Впрочем, наиболее близкий Че по своим теоретическим воззрениям лидер мирового коммунизма – Мао Цзэдун руководил своей последней, культурной, революцией против партийной бюрократии, когда ему было уже под восемьдесят. А соратник Че по кубинской революции – 81-летний Фидель Кастро Рус только что отошел от непосредственного руководства Республикой Куба, но остается ведущим теоретиком и публицистов компартии Острова Свободы. 24 мая этого года скончался легендарный лидер Революционных вооруженных сил Колумбии – Армии Народа 78-летний Мануэль Маруланда. Он вступил в должность Главнокомандующего РВСК-АН еще в 1964 году, за три года до трагической гибели Че в джунглях Боливии. До последних своих дней Маруланда руководил герильей против проамериканской диктатуры Альваро Урибе. Так что, не так уж сложно представить себе Че в наше время, он сильно изменился бы – с лицом изрезанным морщинами и седой бородой, но что точно осталось бы прежним – это чистота убеждений и решимость довести дело до конца. За ним, как и сорок лет назад в Боливии, гонялось бы ЦРУ, а его имя фигурировало бы в списке «международных террористов» Госдепартамента США.
Посмертная месть капиталистического мира, или Че как бренд
Его изображения являются сейчас самыми тиражируемыми не только среди деятелей левого лагеря, но и среди исторических персонажей вообще, сегодня вы можете купить практически любой предмет обихода с изображением Че Гевары – от часов до трусов. Конечно, превращение образа великого бунтаря в коммерческий бренд выглядит посмертной местью капиталистического мира его принципиальному противнику. Но уже то, что именно образ революционера приносит прибыль, свидетельствует о популярности революционных идей. Люди покупают Че, а не Рейгана или Никсона, Тэтчер или Франко, Салазара или Пиночета.
Впрочем, хватает и политических проходимцев, желающих попиариться, используя образ Че. Так, правый антикоммунистический проект «ПОРА» использует изображение Че Гевары на футболках своих наемных «активистов», видимо, считая, что легендарный Комманданте поддержал бы «оранжевую революцию», а может быть и стал бы «рубить бабло» в качестве одного из ее «полевых командиров».
Естественно, восьмидесятилетний Че никогда не поддержал бы «революцию миллионеров против миллиардеров» - и при его жизни в Латинской Америке произошла не одна такая псевдореволюция, когда одна часть олигархии руками народа отстраняет от власти другую часть той же олигархии.
Но Че не стал бы и подобно симоненковской КПУ поддерживать «национальный» капитал против «компрадорского». Это в корне противоречило его революционному мировоззрению. Еще в 1960-х Гевара писал, что «Уже сейчас… практически невозможно говорить об освободительных движениях, руководимых буржуазией. Опыт показывает, что в наших странах этот класс, даже когда его интересы противоречат интересам империализма янки, оказывается неспособным пойти на столкновение с ним, поскольку парализован страхом перед социальной революцией». Кажется, что это написано в 2005 или 2006 году, когда украинские псевдолевые поддержали псевдооппозиционера Януковича. Нет, Че не поддержал бы ни ПОРУ, ни КПУ, ни Ющенко, ни Януковича. Несомненно, он решительно выступил бы против обоих кандидатов финансовой олигархии.
Украинский контекст: Че, как пиар-менеджер УПА
Однако, «пористы» не единственные, кто пытается подпереть свои шаткие политические позиции высоким авторитетом Че Гевары. Не брезгуют этим и ультраправые, такие как Олег Тягныбок, заявивший по украинскому ТВ, что Че изучал опыт УПА, подразумевая, что раз «изучал», значит и поддерживал.
Конечно, на нашем телевидении можно увидеть вещи и попричудливее, например, «битву экстрасенсов», но Тягныбок-то не экстрасенс, он на полном серьезе пытается связать интернационалиста и коммуниста Че с националистической и антикоммунистической УПА. Видно, плохо дело с пропагандой «упистов», в которую государство вбухало уже несчитанные миллионы, если мифу об УПА нужны такие помощники, как Че Гевара.
Единственное место, где Че Гевара говорил или писал об Украине, это известная цитата из «Партизанской войны»:
«Говоря о партизанской войне, надо различать два ее типа. Один является формой борьбы, дополняющей операции огромных регулярных армий. Таковы, например, были действия украинских партизанских отрядов в Советском Союзе; но это не входит в наш анализ. Нас интересует другой тип вооруженных отрядов - те, которые успешно борются против существующей колониальной или не колониальной власти и создаются как единственная основа борьбы, ведущейся в сельских районах».
Разумеется, в этом случае говорится не об операциях УПА, зачастую «дополнявших» операции Вермахта, а о красных украинских партизанах Ковпака и Федорова, дополнявших операции Рабоче-крестьянской Красной Армии.
Утверждения о том, что Че Гевара изучал опыт УПА, делаются в расчете на то, что слушающему трудно будет это утверждение проверить. А чтобы отбить охоту проверять, этот миф муссируется как нечто «общеизвестное», «общепризнанное».
Че и СССР
Не был Че и «антисталинистом», наоборот, в своих произведениях он частенько ставит Сталина в один ряд с Марксом, Лениным, Мао Цзэдуном, называет «великим марксистом» и т.д. Все упоминания Сталина у Че сопровождаются положительной оценкой. А вот СССР Гевара действительно критиковал, но только с левых, а не правых, как это сейчас принято, позиций. Он считал, что проблемы СССР не в социализма, а в неразвитости социализма, в том, что движение к коммунизму замедлилось или вовсе остановилось при Хрущеве и Брежневе.
Слова Че об СССР, сказанные более сорока лет назад выглядят пророческими. Когда очередной пленум ЦК КПСС рапортовал об очередных успехах в строительстве социализма, латиноамериканский революционер с хирургической точностью ставит диагноз советской системе. Он видит, что «желание построить социализм из элементов капитализма, не меняя последние по существу», приведет к краху Советского Союза. «Это ведет к созданию гибридной системы, которая заводит в тупик;» - пишет он, - «причем тупик, с трудом замечаемый, который заставляет идти на все новые и новые уступки господству экономических методов, т.е. вынуждает к отступлению».
Принято считать, что популярность Че Гевары, героя, шахида мировой революции, кроется в потрясающих волевых и моральных качествах. Да, он был бессребреником, готовым к самопожертвованию «идеалистом», но разве мало было таких в полной трагедий и героических попыток истории ХХ века?
Че был не просто героем и партизаном. Он был глубоким мыслителем, теоретиком революции. Не даром журнал «Тайм», поместивший 8 августа 1960 года на своей обложке портрет Че между портретами Хрущева и Мао, писал именно об этой, теоретической стороне деятельности Гевары: «Фидель – душа и сердце сегодняшней Кубы, Рауль Кастро – сжатый кулак революции. Гевара – ее мозг. Именно благодаря ему Куба пошла влево. Он – самый интересный и самый опасный из триумвирата».
Именно это единство практической энергии и незаурядного знания революционной теории, единство субъективного и объективного делает Че «вечно живым».