«Танец мертвых» и факельные шествия
Прислано Frankenstein 07 2008 22:45:00
В Национальном художественном музее Украины в Киеве проходила выставка немецкого художника- антифашиста Отто Дикса. В двух залах экспозиции представили цикл офортов «Война», критическую графику 30-х годов, некоторые портреты. Отто Дикса называют ярким авангардистом, связанным с дадаизмом и экспрессионизмом 20-х годов ХХ века. Но мы не будем углубляться в изучение его стиля, не будем ворошить хитросплетения художественных бурь и споров того времени. Ведь Дикс интересен, не только своим местом в истории изобразительного искусства ХХ века. Его творчество стало художественным манифестом именно потому, что было социальной, – если хотите, политической манифестацией. Плевком в лицо слезливому мелкобуржуазному патриотизму и набиравшему тогда силы немецкому фашизму.
В представленном на выставке цикле офортов «Война» вы сможете увидеть лицо Первой мировой войны, – такое, каким увидел его 23 летний интеллигентный парень очутившись на передовой в Бельгии и Франции, на немецком Западном фронте. Это лицо можно представить по романам Ремарка, но здесь вы можете увидеть его воочию, «таким, каким оно должно быть показано во имя правды», – как говорил об этом сам Дикс. Вы не найдете здесь точно выписанных смазливых картинок из лубочных экранизаций Ремарка. Художественные формы искажены, они не могут вынести отвращения к самому себе и происходящему вокруг них. Они искренни, бескомпромиссны, безжалостны.
В 30-х годах работы Дикса были объявлены нацистами образцом «искусства разложения», которое должно было быть уничтожено. Дикс, к тому времени авторитетный преподаватель в дрезденской Академии художеств, в 1933 был изгнан из нее и лишен всех званий. Но нацистская шлифовка действительности, героизация и обеление войны, лопнула в годы Второй мировой войны. А Дикс выжил и продолжал творить. Он умер в 1969 году, более чем на 20 лет пережив «тысячелетний рейх».
Мировое признание пришло к Отто Диксу уже посмертно. После войны о нем практически забыли. Такова был судьба этого художника: одно десятилетие успеха и славы и долгие годы безвестности. Надпись на памятной табличке на доме, в котором родился Отто Дикс, печально констатирует: «Понадобилось 50 лет, чтобы мир разглядел, что в этом человеке что-то было».
Можно было бы закончить историю о Диксе на этой ноте победы искреннего и честного человека над всесильной машиной уничтожения. Если бы ни одно «но». Пока работы покойного Дикса траурно кричат со стен музея украинского искусства, по улицам Киева маршируют факельными шествиями новые фашистские ублюдки, мечтающие о «благородной войне во славу нации». Пока их немного – на погромные марши против иностранных студентов в КПИ выходит всего по 60 человек. Пока они не слишком агрессивны – по крайней мере, пока нас отгораживает от них плотное кольцо «Беркута».
Но они есть, и их может стать больше.  Вероятно, поэтому для нас и важно творчество покойного Отто Дикса. Поэтому и находят в его работах вдохновение современные художники антифашисты, – такие, как член Организации Марксистов Николай Власов. Ведь искаженные лица людей на работах Дикса неимоверно современны, а «танец мертвых» на колючей проволоке может очень скоро стать реальностью даже в нашей тихой и «демократичной» стране.