Навсегда 42
Прислано Frankenstein 07 2008 22:45:00
От редакции. Эта статья была предоставлена нам автором к 70-летию Владимира Высоцкого. Но в силу ряда причин её не удалось опубликовать вовремя.Многие задумываются – почему человек, который в силу своего возраста просто не мог принимать участие в войне (а на момент Победы Высоцкому было только 7 лет), тем не менее постоянно писал о войне и солдатах. И не только о Великой Отечественной войне, которая была в его детских воспоминаниях, но и о гражданской ("Пожары", "Деревянные костюмы"), а также о средневековье – вспомним его "Балладу о борьбе" из фильма "Стрелы Робин Гуда".И когда pядом pухнет изpаненный дpуг,И над пеpвой потеpей ты взвоешь, скоpбя,И когда ты без кожи останешься вдpугОттого, что убили его – не тебя, –Ты поймешь, что узнал,    Отличил, отыскалПо оскалу забpал:    Это – смеpти оскал!Ложь и зло – погляди,    Как их лица гpубы!И всегда позади –    Воpонье и гpобы.Трудно сейчас назвать причину, по которой Высоцкий так часто в своём творчестве обращался к теме войны, но одно преположение существует – по воспоминаниям его современников, он просто не могу себя представить без борьбы, без стремления к лучшему.Мне меньше полувека – сорок с лишним.Я жив, двенадцать лет тобой храним.Мне есть что спеть, представ перед Всевышним,Мне есть, чем оправдаться перед ним.Ему теперь всегда будет 42. И никто не сможет представить его постаревшим. Для нас он навсегда останется капитаном Жегловым из известного фильма "Место встречи изменить нельзя" и Гамлетом из одноименного спектакля театра на Таганке. Как вы уже догадались, речь пойдёт об известном поэте, певце, актёре театра и кино Владимире Семёновиче Высоцком. 25 января ему могло бы исполниться 70 лет. Я всегда задумывался – почему вот уже почти 30 лет со дня его смерти о нём регулярно вспоминают, снова звучат его песни, проводятся концерты к его юбилеям. Много может быть ответов, но как мне кажется, Владимир Семёнович был очень яркой личностью, и он не мог не обратить на себя внимания, а многие из его песен актуальны и в наше время.Ходу, думушки резвые, ходу,Слово, строченьки, милые, слово!В первый раз получил я свободуПо указу от тридцать восьмого.Владимир Семёнович родился 25 января 1938 года, в нелёгкое предвоенное время. И, наверное, большей частью его детских воспоминаний была война, что не могло не отразиться на его творчестве.Вот уже довоенные лампы горят вполнакала –И из окон на пленных глазела Москва свысока...А где-то солдат еще в сердце осколком толкало,А где-то разведчикам надо добыть "языка".Но вот закончилась война. Маленький Володя пошёл в школу. Первые 2 класса он учился в СССР, после чего его отца (военный в звании полковника), направляют служить в Германию. И следующие 2 года проходят в городе Эберсвальде. Там же Володя начинает учиться играть на фортепиано. Как вспоминают его родственники, это ему давалось легко – у него с раннего детства был абсолютный музыкальный слух. И вот семья его отца возвращается в СССР и они поселяются с Большом Каретном переулке, в доме номер 15, что позже нашло отражение в его песне "На Большом Каретном".- Где твои семнадцать лет? - На Большом Каретном.- Где твои семнадцать бед? - На Большом Каретном.- Где твой чёрный пистолет? - На Большом Каретном.- Где тебя сегодня нет? - На Большом Каретном. Всё в этой песне было реальным, даже упомянутый "чёрный пистолет". Это был трофейный "Вальтер" его отца с залитым свинцом стволом, которым Володя игрался в детстве.Талант требует развития и поддержки, и вот в 1953 году он начинает заниматься в драмкружке в Доме учителя. Казалось бы, ему прямая дорога на сцену, но по настоянию родственников поступает в Московский инженерно-строительный институт им. В.Куйбышева. Но это было ошибкой – он быстро понял, что инженера из него не получится, и оставил институт после первого семестра. Как вспоминал сам Высоцкий, "однажды с ночью моим товарищем в шестой раз переделывал чертёж по начертательной геометрии, сидел я, грустно на него смотрел. Он тоже посмотрел на мой чертёж… и захохотал. Тогда я вылил на чертёж тушь и сказал: "Всё!"". И через полгода Владимир поступает в школу-студию МХАТ. А его друг, Игорь Кохановский, в будущем известный поэт, закончил МИСИ и уехал в Магадан.Тогда же, на первом курсе, он познакомился со своей первой женой Изой Жуковой. Но молодые люди прожили вместе недолго – серьёзную проблему составляло отсутствие жилья, а также первое замужество Изы, от которого у неё был ребёнок. К тому же, после окончания института Иза уехала в Киев, и виделись они редко.В это же время состоялся дебют Высоцкого на сцене театра и в кино – роль Порфирия Петровича в учебном спектакле "Преступление и наказание" и эпизодическая роль студента Пети в фильме "Сверстницы". В 1960 году произошло первое упоминание о Высоцком в центральной прессе – в статье Л. Сергеева "Девятнадцать из МХАТ" ("Советская культура", 1960, 28 июня). В том же 1960-м году он устраивается на работу в Московский драматический театр им. А. С. Пушкина, где с небольшими перерывами работает до 1964-го года. Главной его ролью в этом театре был Леший в спектакле "Аленький цветочек" по сказке С. Аксакова. Об этой роли Высоцкий в своих письмах домой рассказывал: "От скуки развил страшное хулиганство в Лешем. Пою на сцене свои песни. Дети недоумевают".В 1961 году на съёмках кинофильма «713-й просит посадку» он познакомился с Людмилой Абрамовой, ставшей впоследствии его второй женой. В том же году появились его первые песни. Первой его песней считается «Татуировка», написанная в Ленинграде.Не делили мы тебя и не ласкали,А что любили – так это позади.Я ношу в душе твой светлый образ, Валя,А Лёша выколол твой профиль на груди.И в дальнейшем написание песен стало, наряду с актёрской работой, главным делом в его жизни. Молодой и талантливый автор приходил на концерты и в антрактах предлагал артистам свои песни. Но от него все отворачивались – в эпоху всеобщего уклона к лирике его песни звучали слишком резко. В его судьбе принял участие только один человек – набиравший тогда популярность Иосиф Кобзон. Он выслушал молодого певца и дал ему несколько советов, главным из которых было пожелание самому исполнять свои песни, поскольку никто на это не решится. Пройдёт совсем немного времени – и Высоцкий займёт своё место у микрофона… Это было первое участие Иосифа Давыдовича в судьбе Высоцкого.В то же время у него рождаются два сына – в 1962 году Аркадий и в 1964-м Никита.В 1964-м году Высоцкий поступил на работу в Московский театр драмы и комедии на Таганке, где проработал до конца своей жизни, а также написал первые песни к кинофильмам.Парня в горы тяни – рискни!Не бросай одного его,Пусть он в связке в одной с тобой –Там поймешь, кто такой. В 1967-м году Высоцкий знакомится с Мариной Влади, ставшей через три года его третьей женой. Интереса заслуживает тот факт, что с песнями Высоцкого Марина познакомилась до того, как узнала об их авторе. Летом 1967-го года Марина приехала на съёмки фильма в Москву, взяв с собой двоих детей. Дети проводили время в пионерском лагере, и родители обычно приезжали на выходных. И вот однажды дети встретили её радостными возгласами: "Мама, мама здесь мальчишки песню поют, где и о тебе слова есть". И спели ей фрагмент песни:- Я платье, говорит, взяла у Нади,Я буду нынче как Марина Влади!И проведу, хоть тресну я,Часы свои воскресныеХоть с пьяной твоей мордой – но в наряде.А вскоре состоялось и знакомство с автором. У Марины в то время в Москве работал знакомый корреспондент газеты "Юманите" Макс Леон, который однажды пригласил её в пользовавшийся тогда большой популярностью Театр на Таганке. В тот вечер шёл спектакль "Пугачёв", в котором роль Хлопуши исполнял Высоцкий. После спектакля Макс Леон, Марина и артисты зашли поужинать в соседний ресторанчик, а потом Макс Леон пригласил всех к себе в гости. Пили чай, говорили, естественно, Высоцкий пел. И как могла почувствовать Марина, он пел для неё лично. В 70-ые годы Высоцкий много играл в спектаклях, снимался в кино. Наиболее известные его роли в кино – Глеб Жеглов ("Место встречи изменить нельзя") и поручик Брусенцов ("Служили два товарища"). Ему очень тяжело было принимать то отношение, которое он ощутил со стороны официальных властей. При его жизни практически не издавали сборников его стихов, записей песен, а многие песни, написанные им к фильмам, вырезали в последний момент. Для фильма "Бегство мистера Мак-Кинли", где Высоцкий играет роль уличного певца, была написана целая серия песен, но в фильм вошла только одна:Вот и сбывается все, что пророчится.Уходит поезд в небеса – счастливый путь!Ах, как нам хочется, как всем нам хочетсяНе умереть, а именно уснуть.Более грустная участь постигла песни, написанные к кинофильмам "Земля Санникова" ("Кони привередливые") и "Стрелы Робин Гуда" (шесть баллад). Песню "Кони привередливые" так и не включили в фильм, а баллады вошли только в восстановленную версию фильма, которую сделали лишь после смерти Высоцкого.Замок временем срыт и укутан, укрытВ нежный плед из зеленых побегов,Но развяжет язык молчаливый гранит –И холодное прошлое заговоритО походах, боях и победах. В своей шуточной песне "О фатальных датах и цифрах" Владимир Семёнович смеялся над любителями совпадений в датах, но эта участь его не обошла. Мало кому известно, что Высоцкий умирал дважды и день 25 июля для него самого стал фатальным. Первый раз это случилось в 1979-м году на гастролях актёров в Самарканде. Был жаркий душный день, и он упал прямо на сцене. К жизни его вернул только прямой укол в сердце. Но через год – день в день – встреча со смертью всё же состоялась. Артист умер в 4 часа 10 минут утра 25 июля 1980 года. Точная причина смерти неизвестна до сих пор, и вряд ли кто-то её узнает. Есть только две основные версии: по версии Анатолия Федотова, причиной смерти явился инфаркт миокарда, а по версии Станислава Щербакова и Леонида Сульповара – асфиксия, удушье, как следствие чрезмерного применения седативных средств.Похоронен артист в центре Москвы, на Ваганьковском кладбище. Власти не хотели давать места, и вопрос решился только при участии Иосифа Кобзона – второе участие знаменитого певца в судьбе барда.Высоцкий умер во время проходивших в Москве летних Олимпийских игр. В преддверии Олимпиады из Москвы были выселены многие жители, имевшие серьёзное криминальное прошлое. Город был закрыт для въезда советских граждан и наводнён милицией. Сообщений о смерти Владимира Высоцкого в советских средствах массовой информации практически не печаталось (появилось лишь сообщение в "Вечерней Москве" 28 июля и, возможно после похорон, статья памяти Высоцкого в "Советской России"), для ряда граждан СССР средствами массовой информации были зарубежные радиостанции, оперативно выпустившие в эфир песни Высоцкого, по "Голосу Америки", например, прозвучала песня "Тот, кто раньше с нею был". И тем не менее у Театра на Таганке, где он работал, собралась огромная толпа, которая находилась там в течении нескольких дней (в день похорон были также заполнены людьми крыши зданий вокруг Таганской площади). Высоцкого хоронила, казалось, вся Москва, хотя официального сообщения о смерти не было. Только над окошком театральной кассы было вывешенное скромное объявление: "Умер актёр Владимир Высоцкий". Ни один человек не сдал назад билет – каждый хранит его у себя как реликвию… Высоцкий был человеком, который завоевал народную любовь, несмотря на отсутствие официального признания. Часто его песни расходились по стране буквально через 3 дня после написания – потому, что автором песни был Высоцкий. В своих воспоминаниях Марина Влади описывала эпизод, когда они вдвоём, ещё не муж и жена, шли по вечерней Москве, был жаркий летний день, во многих домах окна были открыты. И из почти всех открытых окон звучали его песни. Он был счастлив – он получил признание и любовь своего народа.По воспоминаниям близких ему людей, Владимир Семёнович был очень приветливым и общительным человеком – при разговоре он мог так располагать к себе людей, что им начиналось казаться, что они знакомы чуть ли не всю жизнь. Возможно, именно это своё качество он описал в рассказе "Как-то так всё вышло".Мне приходилось слышать мнения о том, что Высоцкий был антисоветчиком, который ненавидел свою страну. Но это не так – если бы он хотел, он мог бы без проблем переехать в Париж к Марине Влади, и там бы его ждали успех и признание. Но для него важно было сохранить свою связь с Родиной, сохранить свои корни. И не случайно почти все песни он написал дома, в СССР. А не любил он брежневской бюрократической машины, и он стремился что-то изменить, но как часто бюрократия может преодолеть всё, даже здравый смысл. И именно боль от невозможности что-то изменить звучала в его песнях.А люди все роптали и роптали,А люди справедливости хотят:– Мы в очереди первыe стояли,А те, кто сзади нас, - уже едят.Им объяснили, чтобы не ругаться:– Мы просим вас, уйдите, дорогие!Те, кто едят, ведь это - иностранцы,А вы, прошу прощенья, кто такие?Стоит задуматься – почему некоторые песни забываются через несколько месяцев, а некоторые люди помнят десятилетиями и передают их своим детям и внукам. Возможно, потому, что в эти песни, которым суждена долгая жизнь, автор вложил часть своей души, часть самого себя. Именно так писал свои песни Высоцкий. И эти песни не утратили своей актуальности и доныне. В наше непростое время, когда всё продаётся и покупается, как никогда к месту приходится его "Песня о друге".