Всевозможные реакционные силы приняли участие в скандале по поводу карикатур на пророка Мухаммеда, и чем больше они боролись, тем сильнее укрепляли друга друга. Карикатуры были сознательным оскорблением и провоцированием маргинализованного и угнетённого меньшинства в Дании со стороны газеты Jyllands-Posten, которая является сейчас самым реакционным представителем правящего класса. К сожалению, объявилось и множество реакционеров среди выразителей протеста мусульманских общин.
Рабочий класс и другие угнетенные группы вынуждены либо пассивно наблюдать за происходящим, либо выполнять запросы различных групп капитала или рвущихся к власти реакционных элит. Многие сторонники борьбы за демократические права и социальную справедливость оказались в полном замешательстве, не зная, как позиционировать себя в конфликте, в котором ни одна из сторон не стоит поддержки.JP опубликовала карикатуры, чтобы дать дальнейший импульс антиисламской охоте на ведьм – направленной как на население большой части третьего мира, так и на иммигрантов и беженцев в Дании. Задачи этой кампании:
1. Легитимация империалистичекого господства и военной агрессии в Третьем мире 2. Легитимация вытеснения, угнетения и сверхэксплуатации иммигрантов и беженцев в Дании3. Перенесение внимания с социальных проблем в Дании, путем деклараций о «нашей» и «их» культуре. Если JP желало поучаствовать в дискуссии и выступить с разумной критикой той опасной роли, которую часто играют религия и религиозные лидеры, газета не сосредотачивалась бы на одном Исламе и не стремилась бы оскорбить всех мусульман, высмеяв важнейший религиозный символ. Если JP намеревалась защитить свободу выражения и убедить своих читателей в ее важности, газета могла найти значительно более убедительные примеры нарушения этой свободы силами, которые она обычно поддерживает – США, Данией, Западом вообще. После публикации карикатур датский премьер министр Андерс Фог предпочел сделать хорошую мину при плохой игре и усилил напряженность - во-первых, отказавшись дистанцироваться от карикатур и мотивов их публикации, во-вторых, вопиющим образом отвергнув встречу с послами ряда мусульманских стран. Он поступил так по двум причинам: Во-первых, потому что его застало врасплох их предложение о дискуссии на тему отношения к иммигрантам-мусульманам, выразившегося в инциденте с карикатурами, во-вторых, потому что в период выборов он пожелал политически обозначить свою «жесткость» по отношению к иммигрантам, беженцам и странам, откуда они приехали. Только когда возникла угроза интересам датского экспорта, он попытался прагматично сменить курс. По пятам JP и Фога пошла целая свора реакционных политиков и создателей общественного мнения, которые использовали проблему свободы выражения для травли людей мусульманского происхождения. Реакционеры на противоположной стороне также ждали своего часа. Множество реакционных имамов воспользовались историей с карикатурами, чтобы укрепить свои позиции в датских мусульманских общинах. Карикатуры стали для них подарком – они не могли найти лучшего аргумента в пользу того, что демократические права это, на самом деле, просто средство угнетения и нападок на мусульман. Именно поэтому глупые, но по сути безвредные карикатуры заставили людей выйти на баррикады, а не война в Ираке, Гуантанамо, Абу Грейб и не дискриминационное социальное законадательство. В результате этой датской бури в стакане, они упрочили свои позиции, увеличили число сторонников недемократической и репрессивной теократии и, в результате визитов на Ближний Восток, укрепили связи с власть предержащими в тех странах. Некоторые правительства и фундаменталистские группы на Ближнем Востоке приняли эстафету и присоединились к игре. Они убеждали, направляли, и в некоторых случаях и заставляли людей участвовать в антидатских демонстрациях. Главы правительств воспользовались возможностью отвести от себя недовольство населения, а фундаменталистские лидеры - привлечь больше сторонников и ещё больше усилить репрессивную политику. Задача тех и других - пресекать свободу выражения и другие демократические права. Все участники скандала – с одной стороны, JP, Пия Кьярсгор (лидер партии DF) и Андрес Фог, с другой, Абу Лабан (датский имам), Хезболла, и президент Сирии Башар ал Ассад, имели свой интерес в этом конфликте, в нагнетании напряженности, взвинченности и агрессии. И они до некоторой степени преуспели. Людей оказалось легко вывести из себя, многие мусульмане были оскорблены карикатурами. Тем временем датская DF повышала свои рейтинги, поскольку большинство датчан и других народов в самом деле бояться потерять право на свободу выражения и другие демократические права. В этом смысле удивительно, насколько ничтожным оказался реальный ущерб, нанесённый реакционными и репрессивными течениями. В протестах участвовало лишь незначительно меньшинство мусульманского населения, причем большая часть демонстрировала свой гнев нормальными демократическими способами, такими, как мирные демонстрации и торговые бойкоты. Сжигание флагов или коробок из-под датских продуктов демократически настроенным датчанам стоит воспринимать спокойно – это всего лишь символ, как и карикатуры. Мизерное количество людей участвовало в нападениях на датских граждан и посольства, в Дании же ни имамы, ни нацистские и прочие консерваторы-экстремисты не смогли мобилизовать хоть сколь-нибудь значительных выступлений. Ни угнетенным в третьем мире, ни рабочим и демократически настроенным людям в Дании нет смысла поддерживать какую-либо из двух реакционных сторон в этой полемике: ни JP, DF, правительство и их нападки на иммигрантов и беженцев, ни фундаменталистских имамов в Дании и в мусульманском мире, с их репрессивной антидемократической идеологией. Мы выступаем против любых попыток разделять людей, имеющих, по большому счету, общие интересы, независимо от того, являются они атеистами, христианами, мусульманами или сторонниками любой другой религии. Мы призываем к терпимости и диалогу между простыми людьми безотносительно их этнического происхождения, религиозных убеждений и национальности. Мы стоим за нулевую терпимость к политическим элитам и реакционерам, создавшим эту ситуацию. Мы против них, потому что они противостоят всему, что мы защищаем, и стремятся к тому, с чем мы боремся, а именно: • • Стоят на пути социального прогресса в Дании и в любой другой части света.• • Несут ответственность за негуманное и унизительное отношение к иммигрантам и беженцам.• • Используют империалистические войны для достижения мирового господства для себя и мультинациональных корпораций.• • Угнетают собственное население и помогают крупным империалистическим странам удерживать мировое господство.Задачи левых в этой ситуации: • • Разоблачать действия и мотивы реакции.• • Организовывать или принимать участие в любой местной инициативе, которая поощряет солидарность между угнетенными, эксплуатируемыми и демократически мыслящими людьми.• • Выступать против инициатив, создающих ложное единство, подрывающих социальную солидарность, а именно:- «Единство датчан против иностранцев».- «Единство с буржуазными политиками, льющими крокодиловы слезы о свободе выражения».- «Единство с реакционными имамами, льющими крокодиловы слезы о страданиях иммигрантов и беженцев».• • Защищать право на свободу выражения в борьбе с любыми расистскими и репрессивными идеологиями.• • Выступать против репрессивного и дискриминационного датского законодательства по иммигрантам и беженцам.• • Поддерживать социальные и культурные права угнетаемых меньшинств.• • Бороться за вывод датских и других сил союзников США из Ирака и Афганистана.• • Поддерживать прогрессивные движения в третьем мире в их борьбе за социальные и демократические права против империалистического господства и их национальных элит.• • Вести и развивать социалистическую критику националистической и религиозной реакции – критику, отличную от Либерального права.Резолюция, принятая 22-ой национальной конференцией датской Социалистической Рабочей партии (SAP) в воскресенье 26-ого февраля 2006
Socialistisk ArbejderpartiПеревод Сергея Решетина