Что такое работать кассиром
Прислано Frankenstein 07 2008 22:45:00
От редакции: этот материал, характеризующий ситуацию, в которой нахоодятся кассиры супермаркетов - наиболее эксплуатируемая и бесправная часть торгового персонала, - кажется нам тем более интересным, что его автором является не сторонний наблюдатель, а компетентный в этом вопросе специалист. Статья Яны Степановой раскрывает противоречивое положение, пожалуй, самой незащищенной категории наемных работников.
Нарекания на работу сотрудников супермаркетов и гипермаркетов в наши дни очень распространены. Кому-то из покупателей нахамили, кого-то обсчитали, кому-то достался несвежий или недоброкачественный товар, кого-то под предлогом борьбы с воришками «развели» ушлые охранники. Традиционно много жалоб вызывает работа кассиров. И если, отправляясь в магазин за покупками, можно проявить максимальное внимание при выборе товара, избежать или свести к минимуму общение с консультантами и продавцами в отделах, то миновать кассу никак не удастся. При этом кассиры тоже жалуются. Жалуются на невыносимые условия труда, низкие зарплаты, давление со стороны администрации, переработки, штрафы, то же хамство и необоснованные обвинения со стороны покупателей. Поэтому давайте попытаемся непредвзято посмотреть на работу кассы и кассира.
Работа кассы – это непрерывный технологический процесс, работа с живыми людьми и живыми деньгами, простые рутинные операции, повторяющиеся тысячи раз в день. Это место, где открыт доступ к наличным деньгам и к товарам, что провоцирует хищения и кражи. Здесь осуществляются кассовые операции, которые должны отвечать требованиям фискального законодательства государства. Все процессы здесь происходят в реальном времени, и любой сбой или простой в работе кассы превращается в убытки магазина. Кассир в своей работе использует больше аппаратов и устройств, чем любой другой сотрудник супермаркета. Кассовое программное обеспечение, как правило, отличается повышенными требованиями к надежности. С одной стороны, на рабочем месте кассира должна быть обеспечена возможность быстрой настройки новых товаров, цен, скидок или акций магазина, замены вышедшего из строя оборудования, бесперебойной работы в случае отключения электроэнергии, а с другой – необходимо свести к минимуму действия, зависящие от обслуживающего персонала, и уменьшить количество возможных ошибок, связанных с человеческим фактором.
В то же время работа кассира – одна из самых тяжелых и неприятных в мире. Доходит даже до таких вопиющих случаев, как в аргентинском городе Мендоса, где несколько лет назад кассиров супермаркетов обязали носить подгузники, чтобы они не отлучались в туалет во время работы. Или вот еще подобный пример. Администрация одной из чешских сетей гипермаркетов обязала женщин-кассиров в критические дни носить на голове красные повязки. Причем работодатель объяснял введение опознавательных знаков заботой о персонале: женщины в красных повязках могли бы чаще отлучаться с рабочего места в туалет. Это, конечно, редкая и шокирующая практика, но, тем не менее, все это говорит о том, что отношение к персоналу торговой сети очень зависит от политики и требований администрации этой сети.
Кассиров, самых незащищенных работников, в супермаркеты берут буквально прямо с улицы. Никакой квалификации и опыта работы не требуется, едва ли не единственное требование при приеме на работу – отсутствие у соискателя судимостей. Правда, в некоторых украинских и российских торговых сетях предпочтение все же отдают студенткам-заочницам. Девушка приезжает в большой город, и первое рабочее место, которое ей предлагают в агентстве или в специализированных изданиях с объявлениями о работе, – место кассира.
График работы кассира может быть разным. Два рабочих дня по 12-13 часов могут чередоваться с двумя выходными, в других случаях рабочая неделя может чередоваться с неделей отдыха. Иногда по договоренности сторон составляется более гибкий график. Зарплата кассира в Киеве без учета штрафов может составлять от 700-900 до 1500-2000 гривен в месяц, тут уж как кому повезет.
Обучение нового сотрудника занимает, как правило, от одного до четырех дней в зависимости от его образования и опыта, а также от специфики программного обеспечения и товарного ассортимента магазина. Поскольку действия кассира по сути своей не сложны и не требуют особой квалификации, то работа предполагается практически механическая. Так как ожидается механическое выполнение производственных функций, то отсюда следует целый ряд ограничений и требований к действиям кассира. Нарушение таких ограничений, а также требований фискального законодательства ведет к тому, что на кассира накладывают взыскания. И это еще цивилизованный вариант развития событий, без немотивированных штрафов или принуждения к тому, чтобы работники покупали товар магазина. Ведь не секрет, что в некоторых супермаркетах требуют, чтобы сотрудники приобретали определенный товар или делали покупки на определенную сумму, а то и просто в счет части зарплаты выдают просроченный товар.
При этом нередко кассиры даже не знают или не придают значения тому, что при поступлении на работу с ними должны были заключить трудовой договор и договор о полной материальной ответственности, что они должны быть ознакомлены с должностной инструкцией кассира и правилами внутреннего распорядка. Иногда просто диву даешься, когда сотрудник заявляет, что он не читал тех документов, которые подписывал при приеме на работу. Кроме того, у работодателя в торговле всегда есть такой рычаг воздействия, как погашение недостач. Часто работники не знают, как законодательно определяется порядок возмещения материального ущерба, и, опять же, становятся жертвами и работодателя, и собственного незнания. Неудивительно, что в таких условиях текучесть торгового персонала составляет процентов 20-30 в месяц, а нередко за 3-4 месяца полностью обновляется штат кассиров магазина.
Многое из выше сказанного относится и к другим категориям торгового персонала – продавцам, консультантам, кладовщикам. Работники кочуют из одной торговой сети в другую, но наиболее способные и квалифицированные все же достаточно быстро идут на повышение. В Киеве существует масса рабочих мест в торговле, но они относятся к разряду низкоквалифицированных, соответственно, работодатель знает, что легко найдет других сотрудников взамен уволившихся. Если бы торговый персонал уделял больше внимания правилам оформления трудовых отношений, возмещения материального ущерба, более тщательному изучению своих прав и обязанностей, это значительно улучшило бы его положение. И, возможно, уже пришло время создания профсоюзов работников торговли, хотя в условиях текучести торгового персонала и менталитета населения, во многом сводящегося к небезызвестному «моя хата с краю, ничего не знаю», работа таких профсоюзов будет крайне затруднена и, что не исключено, в качестве ответной реакции собственников вызовет повышение цен на товары.