Обоюдоострое оружие
Прислано Frankenstein 07 2008 22:45:00
Наёмные работники всё чаще прибегают к забастовкам для защиты своих прав
Слово "забастовка", одно время подзабытое, снова стало звучать актуально. В последние месяцы в России бастовали гораздо активнее, чем обычно: рабочие на заводе "Форд" во Всеволожске, водители питерской почты, пивовары завода "Хейнекен" в Санкт-Петербурге и сборщики АвтоВАЗа, рабочие "Михайловцемента", "Карельского окатыша", УАЗ-СУАЛа и фабрики "Невские пороги", докеры Туапсе и Питера... Люди требуют повышения зарплаты и улучшения условий труда. И хотя российские забастовки по своим масштабам пока не сравнимы с западными (достаточно вспомнить Францию и Германию, парализованные недавней забастовкой транспортников), тенденция налицо.
Поезд следует без остановок
В тот поздний вечер шел проливной дождь, видимость была плохая. На станции Пушкино в электричку Сергиев Посад - Москва, как обычно, сели пассажиры. Машинист Шильненков и его помощник Степанов, посмотрев на сигнальные лампочки, убедились, что все двери закрыты. Поезд тронулся. Через две минуты пассажиры последнего вагона рванули стоп-кран: они заметили зажатую дверями поезда женщину. Спасти ее не удалось... Машинист и помощник получили по 3 года лишения свободы условно.
Казалось бы, их вина налицо. Но мало кому известно: машинист не может видеть всю электричку общей длиной 250 метров, особенно на кривых участках пути, а сигнальная аппаратура не дает стопроцентной гарантии безопасности. Решив сэкономить, руководство РЖД сократило должность проводника последнего вагона, который следил за хвостовой частью состава. В результате ежегодно на железных дорогах России происходят случаи, подобные описанному.
Об этой "экономии" Российский профсоюз локомотивных бригад железнодорожников (РПЛБЖ) в ноябре решил заговорить открыто. Локомотивщики потребовали двукратного увеличения зарплаты (средний заработок машиниста электровоза в регионах - 20 тысяч рублей), введения должности проводника хвостового вагона, улучшения условий труда. В красивом рекламном ролике, который ОАО "РЖД" крутит на ТВ, к сожалению, не показана кабина машиниста типового электровоза: летом она нагревается до 50 градусов, зимой продувается насквозь и ко всему прочему не имеет санузла. На вопрос: "А как же?..", Евгений Куликов, председатель РПЛБЖ, отвечает уклончиво: "Кто как может". По его словам, 12-часовое вождение поездов по маршруту Москва - Санкт-Петербург без смены локомотивной бригады стало нормой. В рабочее время входят также ночная приемка и сдача локомотива. К чему приводят такие условия, уже показала практика: год назад бригада грузового поезда на Октябрьской железной дороге уснула, в результате произошло серьезное крушение - два грузовых состава врезались друг в друга.
Профсоюз решил действовать по правилам: объявил забастовку заранее, наметив ее на 28 ноября. 23 ноября Мосгорсуд признал ее незаконной. В тот же день ОБЭП и транспортная милиция провели в помещении профсоюза несанкционированный обыск с собакой: искали взрывчатку и агитационные материалы, которые члены РПЛБЖ якобы собирались использовать для организации массовых беспорядков в день выборов в Госдуму. От руководства профсоюза потребовали предоставить МВД учредительные документы, трудовые договоры работников аппарата, банковские счета и информацию о финансировании организации. А на прошлой неделе руководство РЖД потребовало от профсоюза освободить занимаемое помещение. По-видимому, собственник всерьез испугался.Страх и трепет капитала
Подобная нервозность наблюдается и у других работодателей. В мае этого года после полумесяца "итальянской" забастовки (работа строго по правилам) был уволен лидер профсоюза петербургского завода "Хейнекен" Валерий Соколов, и суд признал это увольнение законным. На предприятии "Почта России" Санкт-Петербурга во время "итальянских" забастовок в апреле и октябре уволили шесть человек, суды снова признали работодателя правым. Уволены члены стачкома АвтоВАЗа, лидеры независимых профсоюзов Сургутнефтегаза и уральского алюминиевого завода СУАЛ, 48 работников и лидер стачкома ОАО "Михайловцемент". Этот список можно продолжать, прибавив к нему давление на семьи работников и требования выйти из независимых профсоюзов. Бывают и совсем не виданные в мировой практике случаи: на "Форде" во Всеволожске работодатель на 16% увеличил зарплату тем, кто не бастует.
Впрочем, запугать всех не получается. В последние два года социологи фиксируют рост числа не зависимых от работодателя профсоюзов. Карин Клеман, директор Института "Коллективное действие", связывает активизацию рабочего движения в первую очередь со стабилизацией российской экономики. "Отсюда и повышение ожиданий у наемных работников, - говорит социолог. - На смену отчаянию и выжидательной позиции приходят протест и осознание несправедливой оплаты труда - по сравнению с ростом прибыли работодателя". По словам Карин Клеман, особенно четко это прослеживается в самых прибыльных отраслях экономики - нефтяной, алюминиевой, металлургической, пищевой. Этот эффект усиливается глобализацией: рабочие российских филиалов транснациональных корпораций начинают сравнивать свою зарплату с уровнем оплаты труда западных коллег и видят очевидный дисбаланс.
С такой трактовкой согласен и Александр Шепель, глава Конфедерации труда России (КТР): "Народ начинает оценивать свой труд так, как считает необходимым. Идет нормальный процесс в рамках рыночных отношений: люди торгуются. К сожалению, сегодня применяется инструмент торговли в виде забастовок". По мнению Шепеля, иного способа воздействия на работодателя не существует: "У меня нет примеров, когда работникам или профсоюзам удалось путем переговоров добиться повышения заработной платы. Да, иногда она индексируется, но лишь частично, не покрывая инфляции".Ближе к народу
Впрочем, на случай забастовок работодатель хорошо подстраховался: новый Трудовой кодекс, пролоббированный частным капиталом, ставит забастовку в России практически вне закона. Не случайно все самые громкие забастовки последнего времени были признаны судом незаконными. "Сегодня любая забастовка может быть признана таковой по формальным признакам, - говорит Олег Нетеребский, заместитель председателя Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР). - Процедура ее объявления описана в Трудовом кодексе крайне сложно, неконкретно и нуждается в корректировке". Если забастовка все же состоялась, но работодатель отверг требования рабочих, по закону в дело должен вступить посредник либо трудовой арбитражный суд. Однако в реальности эти механизмы не работают. "Института посредников в России не существует, - говорит Нетеребский. - А трудовой арбитраж в большинстве субъектов либо вообще не сформирован, либо на роли трудовых арбитров властью предлагаются чиновники. Степень доверия к ним со стороны спорящих сторон минимальна". По словам замглавы ФНПР, нормальная система трудового арбитража создана только в Москве, где с его помощью урегулировано более 600 трудовых споров.
Что же остается? Многочисленные поправки к Трудовому кодексу у профсоюзов готовы. Однако пока не ясно, как среагирует на них новая Дума. Между тем группа российских социологов во главе с профессором Владимиром Ядовым выразила обеспокоенность нарастающим напряжением в области трудовых отношений. В конце ноября они приняли обращение к руководству страны. В нем говорится: более половины семей работников производственной сферы сегодня живут за чертой бедности. Невозможность проведения легальной забастовки приводит их к крайним формам протеста (голодовкам, массовым увольнениям), которые лишь наносят ущерб экономике и обществу в целом. "Если и дальше идти по пути "незаконных" забастовок и репрессий, то в недалеком будущем мы получим массу разгневанных и готовых на крайние действия работников", - предупреждают социологи. Выход из ситуации для них очевиден: "В России, где доля зарплаты в себестоимости продукции колеблется в пределах 10%, тогда как в развитых странах она достигает 50-60%, есть еще большая возможность для роста зарплаты без существенных последствий для себестоимости конечной продукции", - уверены ученые.
revkom.com