Еще с детства я помню, как, проезжая по Брест-Литовскому проспекту, переименованному затем в проспект Победы, я засматривался на яркие цветные панно в районе метро КПИ. И сегодня здесь можно видеть сразу шесть мозаичных композиций, выполненных на торцевых стенах жилых домов. На одной из них расцветают киевские каштаны, окруженные звездными гроздьями космических метеоров. На другой изображен человек с мечом – он отражает атаку черного демона войны, от которого испуганно спряталось солнце. Третья стена демонстрирует мирный труд металлурга, механика и инженера – причем их фигуры выполнены так ярко и живо, что радуют глаз одним сочетанием мастерски подобранных цветов. Четвертый дом украшает красиво стилизованный герб Украинской ССР, а на двух оставшихся зданиях можно видеть орнаментальные мотивы, традиционные для украинского и древнерусского искусства.
Тогда, в детстве, казалось, что какой-то великан накинул на жилые многоэтажки свои огромные яркие ковры. Впоследствии я узнал, что это сравнение не так далеко от истины. В работе над монументальными панно, выполненными в 1967 году, активно участвовали знаменитые мастера Иван и Мария Литовченко (наряду с В. Ламахом, Е. Катковым, В.Прядкой), которые прославились грандиозными гобеленами – некоторые из них украшают сегодня интерьеры библиотеки имени Вернадского. Оформляя Дворец культуры для работников Чернобыльской АЭС, эти художники сумели вплести алюминиевые трубы в текстильную фактуру гобелена. Эта работа, известная далеко за пределами Украины, оказалась безвозвратно утерянной – а вот дома на проспекте Победы хорошо известны в фотокаталогах западных ценителей художественной архитектуры.
Советская школа монументализма, представители которой учились непосредственно у архитектора Оскара Нимейера и великих художников Давида Сикейроса и Диего Риверы, не раз посещавших послевоенный СССР, считалась тогда авангардом отечественного творчества. Декоративно-прикладное искусство в буквальном смысле скрашивало типовые серые кварталы окраинных массивов. Монументальные композиции на торцах зданий встречались в то время так часто, что их направление породило специальный термин – "торцизм".
Шесть панно на проспекте Победы – самые известные образцы этого своеобразного жанра, но в целом Киев украшает множество подобных работ. Достаточно вспомнить композицию на заводской стене, на углу Константиновской и Еленовской улиц. К сожалению, вандалы попортили этот художественный памятник, пытаясь отбить нарисованные на нем серп и молот. А на Троещине при строительстве Первого жилмассива использовались специальные технологии покраски и облицовки, позволявшие покрывать рисунками огромные шестнадцатиэтажки. Многие смелые решения "советского монументализма" пришлись не по нраву тогдашним чиновникам, и потому работа над мозаиками проспекта Победы была заморожена на долгие годы – по существу, она закончилась только в восьмидесятых.
А совсем недалеко от "шестидесятнических" мозаик, напротив метро "КПИ", по адресу проспект Победы, 30, можно видеть "Дом специалистов" - архитектурный памятник из совсем другой эпохи . Этот жилой дом для работников народного хозяйства был построен в 1934–1935 годах, после того, как Киев превратился в столицу УССР. Он был выполнен по проекту архитектора Николая Холостенко – конструктивиста, аматора украинского барокко и классика архитектурного авангарда, входившего в руководство всесоюзного Объединения современных архитекторов. "Дом специалистов" органично сочетает в себе конструктивистские и классические черты, а его планировочное решение создавало максимум комфортности для жильцов согласно техническим возможностям того времени. Киевляне знают это здание благодаря его знаменитым барельефам, выполненным группой скульпторов под руководством поляка Бернарда Кратко. На них изображены различные сцены труда и отдыха – работа инженеров, кузнецов, музицирование, спортивные упражнения и танцы. Быть может, эти довоенные барельефы также вдохновляли творцов расположенных по соседству мозаик.
"Газета по-киевски"