Студенты и работа
Прислано Frankenstein 07 2008 22:45:00


Все нормальные студенты хотят работать. Такое уж наше сегодняшнее общество, что наличие работы у студента – это признак крутизны и успешности. Причин для этого много, но самая главная - нужны деньги. Деньги нужны студентам не только «пролетарских» вузов, но и более «крутых». Студенты вынуждены работать, чтобы заплатить за общежитие, абгрейдить компьютер, пойти в кино, купить модную одежду, многое другое, при этом, не сильно отягощая карман родителей.
Создается впечатление, что студент всегда был таким по отношению к деньгам, да еще и старая фраза «бедный студент» подтверждает это. Считается, что одновременная учеба и работа — это хорошая проверка умения планировать время и расставлять приоритеты, это помогает развиваться как самому работнику, так и его коллегам. Студент, продолжая учиться в вузе, учится быть современным человеком: деловым, целеустремленным, конкурентоспособным, что, как многие думают, сделает его привлекательным для будущего босса и сделает счастливым в жизни.
Однако, желание во что бы то ни стало пойти на работу у студента было не всегда. Еще 5 лет назад многие студенты Киевского политехнического института планировали идти на работу только после «экватора» - третьего курса, причем, хотели работать в основном по специальности. Аргументация была простая: невозможно хорошо учиться и работать на начальных курсах, а плохо учиться – это не только стать плохим специалистом, но и возможность вылететь за неуспеваемость. А на старших курсах, когда «зачетка начнет работать на студента», совмещать работу и учебу казалось очень просто. На самом деле – не просто. Многих работа просто загубила как студентов, и последние курсы они не учились, а дотягивали до диплома.
Сегодняшний студент рвется работать буквально с первых курсов университета. При этом заранее известно, что никакой эффективной учебы не выйдет. В итоге, от плохой подготовки пострадает не только будущий специалист, но и его работодатель. Это, однако, не означает, что работать с четвертого курса намного лучше, ведь на старших курсах преподаются предметы по специальности. Но, все-таки, выбор студента все чаще склоняется в пользу работы. На этом фоне широко распространился принцип, ранее применяемый в основном к заочникам - половину того, что заработал за семестр, нужно тратить на сессию.
На самом деле, не только студент ищет работу; оказывается, что и работа активно ищет студента. Эта тенденция постоянно растет. Если еще несколько лет назад выпускнику вуза сложно было найти себе хорошо оплачиваемую работу без дополнительных связей, то сейчас для каждого студента есть целая куча вакансий. Полная занятость, частичная занятость, почасовая работа, работа на дому – сколько угодно способов завлекаловки. Набрав в Google фразу «работа для студентов» за треть секунды получаем 3,5 млн. сайтов! Существуют специальные сайты для студентов, где вас уверят, что составят график занятости индивидуально для каждого, при этом постоянно повторяя, что главное – это образование. Для работодателя студент становится лакомым куском, ведь ему, как неквалифицированному работнику можно платить меньше, при этом он необязательно будет хуже справляться с работой. Работа компьютерщика, инженера, переводчика, журналиста, промоутера, курьера часто не требует полной занятости, и босс предпочтет нанять студента на неполный рабочий день, за который тот справится со всем объемом работ, чем держать «взрослого» на полную ставку. А что касается компьютера, то растущий спрос на IT–работников «взрослые» просто не в состоянии удовлетворить.
Доски объявлений на факультетах переполнены запросами от серьезных компаний. При этом, чем круче компания, тем больше отдачи она требует от молодого человека. Ты должен уже с третьего курса выбрать оптимальное для себя направление в работе и делать карьеру. Только тогда ты достигнешь наилучших результатов! Эта мысль настолько прочно укоренилась в сознании студентов, что трудно даже представить, что может быть иначе. Хотя, на самом деле, заранее обречь свою жизнь на службу в рамках одного офиса конкретной компании, перспектива, согласитесь, не очень заманчивая. Хорошо еще, если предлагаемая работа хоть косвенно будет связана со специальностью. Но сулимая зарплата в итоге становится главным критерием выбора.
В большинстве случаев студенты и выпускники идут торговать. Конечно, сейчас это выглядит поприличнее, чем стоять в базарной палатке, но суть от этого не меняется. В банках торгуют деньгами. Работа менеджера тоже практически всегда связана с торговлей. Проверяют, правильно ли расставлен товар в магазинах, «парят» в супермаркетах, ходят с товаром по квартирам и офисам. Студенты-технари как-то уже смирились, что работа не по специальности - это их будущее, ведь промышленность развалена, и все, что с ней связанно, не приносит больших доходов. Большинство выпускников технических специальностей идут работать менеджерами, зарплата которых в 2-3 раза выше зарплаты инженеров. По-другому невозможно: на рынке труда нужно мыслить и действовать по-рыночному, иначе не хватит на жизнь. Но при этом каким-то шестым чувством ощущаешь себя сырьем – рынок с одной стороны заставляет тебя все свои чувства и стремления отдать ему, а, с другой стороны, сам активно тебя ищет.
Идя преждевременно работать, студент, для которого главное - свободное время для развития, фактически превращается в рабочего, вдвое, а то и втрое сокращая свои студенческие годы. При этом о знаниях можно забыть. Какой бы ни был гениальный студент, если большая часть его времени посвящена работе, то и мысли его будут там. В этом случае студент тратит на учебу не только свое время, но и средства, выделенные обществом на его образование.
Очень часто бывает, что знания, которые «по определению» никогда не бывают лишними, на рынке труда действительно становятся лишними. Рынок требует высокоэффективного специалиста, глубоко знающего свою область, не отягощенного лишними знаниями. Ведь чем больше знает человек, тем больше его рыночная стоимость, а лишние знания не приносят прибыли боссам. С другой стороны, отдельный босс никогда не станет мыслить в масштабе всего общества. Часто бывает, что приносящее прибыль дело при изменении коньюктуры рынка начинает приносить убыток. Чтоб не разориться, нужно срочно менять технологию производства на более новую. Но прежний работник в этом случае оказывается бесполезным (ведь работника научили действовать «узкоспециализированно»). Хозяин попросту уволит старого и наймет нового, знающего новую технологию. Он никогда не станет заботиться о том, чтобы система образования стала воспитывать широкопрофильного специалиста, умеющего развиваться по ходу развития технологии. Это не значит, что работодателю вообще не нужны широкопрофильные специалисты, просто считается, что это не его дело – давать образование. Можно возразить и привести в пример множество подготовительных курсов, которые проводят компании для желающих пойти к ним на работу. Или курсы повышения квалификации в этой же компании. На самом деле это не образование, а скорее натаскивание на выполнение определенных функций. В то же время, для подготовки нормального специалиста ему как минимум нужно дать классическое академическое образование.
Из вышесказанного может создаться впечатление, что работа крайне вредна для студента. Нет, вредна не всякая работа. На самом деле, нормальное образование невозможно без участия студента в работе. Такова природа человеческого познания: если только читать книги и слушать лекции – ничему нельзя научиться. Для того, чтобы что-то уметь – нужно учиться этому практически, делая это самому. Научиться иностранному языку нельзя иначе, чем постоянно пробовать говорить на нем. Нельзя научится петь, ограничившись прочтением книги об искусстве вокала. Нельзя научиться физике, не решая задач; электронике, не делая устройств; программированию, не программируя, и т. д. Теория это подтверждает: единственно эффективная формула – связь науки, образования и производства. Это видно и без теории: наилучшими профессионалами становятся студенты, работающие в лабораториях, на реальном производстве, там, где работа неразрывно связана с учебой. В странах, где система образования на очень высоком уровне, например на Кубе, при школах и университетах строят заводы и научные центры, в которых, несмотря на то, что предназначены они для детей и молодежи, делаются совсем не детские дела.
Правильное объединение сферы производства и сферы образования дает возможность согласовывать потребности производства с системой образования, по ходу усовершенствуя ее. Полезной в таком случает становится вся деятельность. Даже работа не по специальности будет не только не во вред, а наоборот – она станет обязательным условием для нормальной учебы. Чтобы не гадать, можно просто посмотреть на студенческие бригады, которые летом ремонтируют учебные корпуса и общежития. Студенты, кроме умения что-то делать, получают еще навыки по организации. Отчитываются они непосредственно за конечный результат, и сами планируют работу коллективно. Может, зарплата здесь меньше, чем в частной фирме, но до сих пор желающих поработать было предостаточно. Известные по рассказам родителей студенческие стройотряды были неплохой формой преодоления рамок узкой специализации конкретного факультета. И вот результат: оказывается в научно-исследовательских институтах большинство взрослых физиков-теоретиков умеют профессионально класть кирпич и возводить дома! И никто из них не жалеет, что в студенческие годы занимались всякими «посторонними» делами.
Сегодняшние проблемы работы и учебы во многом обусловлены действием рыночных законов в общественной жизни. Основной – закон спроса и предложения – действует настолько быстро и хаотично, что никакой прогноз не в состоянии предсказать, что же будет нужно этому рынку через год. Система образования так быстро не может изменяться, соответственно, она всегда будет отсталой. Положение усугубляет тот факт, что она базируется на разделении труда. Конечно, разделение труда - это объективный процесс, но это не значит, что человек должен быть его рабом и становиться человеком-функцией.
Разумеется, что в одиночку разделение труда не преодолеть. Но вот, например, если есть хороший коллектив, который делает общее дело и в котором все друзья, то результат каждого отдельного человека будет намного лучше, чем если бы он действовал в одиночку. И чем больше и разнообразнее деятельность коллектива, тем выше результат. Один индивид волей-неволей в какой-то мере будет усваивать все, что делается всеми другими. Живущие в общежитии студенты об этом прекрасно знают, и стараются готовить экзамен компанией. Результат при этом всегда выше. Один знает одну сторону вопроса, другой – другую, а в итоге у каждого сложится полная картина.
Да, действительно, студенты хотят работать. Хотеть работать, действовать – это вообще присуще не только студенту, а и любому человеку. Это только на первый взгляд кажется, что основным стимулом человека к работе служат деньги. На самом деле деньги - не главное, главное то, что в процессе деятельности человек проявляет свою человеческую сущность. Поэтому на плечи молодежи ложиться ответственная задача - строить наше будущее так, чтобы чувствовать себя в обществе человеком. В этом и есть наивысшее счастье.