Особый взгляд на Болонский процесс.
Прислано Frankenstein 07 2008 22:45:00
Состояние системы образования в Украине сегодня волнует все большее количество людей. От некачественного образования страдают не только преподаватели и студенты, а и отрасли промышленности, науки, искусства - словом, все общество. Ведь сегодняшние студенты - это будущие работники этих областей. Ни для кого не секрет, что от того, какая будет наша система образования, зависит будущее. Известнейшее нововведение, о котором уже несколько лет говорят все, кому не лень, - это так называемый Болонский процесс в образовании. В обществе существуют несколько мнений по этому поводу. Основные такие: Болонский процесс - это хорошо, Болонский процесс - это плохо. Первое мнение - официальное, его поддерживает и воплощает в жизнь власть, второе - разделяет преобладающая часть преподавателей и студентов, хотя редко кто из них решается высказывать эту мысль публично. Оказывается, что существует еще третье мнение, которое предлагает инициативная группа студентов и преподавателей, объединившихся вокруг молодежного научно-популярного журнала «Пропаганда». Суть этой мысли заключается в том, что критическое состояние нашей системы образования обусловлено не Болонским процессом самим по себе, а более глубокими причинами, которые, в свою очередь, вызвали к жизни и сам Болонский процесс. Даже если его прекратить завтра, проблемы нашей высшей, да и средней, школы не исчезнут.
Результатом объединения усилий этой группы и Киевской городской организации профсоюза работников образования и науки стало проведение 23 октября круглого стола „Болонский процесс: особый взгляд”, который состоялся в киевском Доме учителя. Кроме официальных представителей вузов и почетных гостей из руководства отрасли, были приглашены немало студентов и преподавателей.
Поводом для проведения встречи стала презентация выпущенной Киевской городской организацией профсоюза работников образования и науки брошюры члена редколлегии журнала «Пропаганда»  М. Бурик, которая называется «Состояние и тенденции развития системы образования Украины в условиях глобализации». В ней излагаются результаты независимого исследования современных тенденций развития системы образования Украины и влияния этих процессов на жизнь общества. Автор показала, что ситуация, которую нам описывают свыше, расходится с реальностью: тенденции системы образования отрицательны и введение болонской системы только заостряет их. Встреча стала попыткой показать, что в Украине кроме официального мнения есть еще другие мысли о том, какой должна быть система образования.
Первым выступил представитель редакции журнала „Пропаганда”, который  в общем очертил ситуацию, сложившуюся в сфере высшего образования в результате рыночных реформ, критически оценил результаты воплощения болонских принципов в жизнь и осветил те основные принципы, на которых, по мнению редакции, должно строиться образование. Собственно, никаких особых новаций предложено не было. Эти принципы составляют основу европейской образовательной традиции, на них во многом строилась и отечественная система образования и сегодняшние наши проблемы во многом обусловлены отходом от этих принципов.
Первый из таких принципов - это принцип, согласно которому университет должен ориентироваться на фундаментальную науку и готовить всесторонне развитого человека, а не узкого специалиста, что предлагает нам болонская система.
Другой принцип - это принцип университетской автономии, или, иначе, академической свободы, по которым университет (преподаватели и студенты) должен сам формировать учебные программы, определять способы обучения и контроля знаний. Это естественный принцип, ведь именно в университетах сосредоточенные наилучшие интеллектуальные силы общества, там рождается мысль, там формируется новое поколение, там рождается завтрашний день общества. Учитывая это, попытка загнать этот процесс у рамки каких-то стандартов (пусть трижды европейских) выглядит абсолютно нелогичной. Откуда же тогда будут браться новые, как говорят, нестандартные, идеи?
Подобные мысли развивали и другие выступающие. Один из них, например, заметил, что Болонский процесс на самом деле ведет не к европеизации, а к вестернизации, т.е. американизации образования, которое в наших условиях оборачивается «техникумизацией» и ПТУизацией университетов.
Позиция представителя министерства не отличалась новизной - он повторил все положения болонской декларации, которые можно прочитать во многих журналах, брошюрах и статьях по этой тематике, подчеркнул их преимущества, прибавив при этом, что болонский процесс - это не строгие правила, а философия изменений, и каждая страна может действовать так, как ей захочется.
В поддержку Болонского процесса выступил также профессор НТУУ «КПИ» В. И. Шеховцов, который рассказал о ходе воплощения его принципов в ведущем техническом вузе Украины. В частности он высказал мысль о том, что предвиденная болонскими принципами кредитно-модульная система оценивания заставляет студентов и преподавателей больше работать.
Но студенты, которые выступали после уважаемого профессора, далеко не во всем с ним соглашались. Они рассказывали о своем собственном опыте, из которого они выводили очень неутешительные заключения. Выступающие утверждали, что, несмотря на все уверения министерства и ректоратов, ситуация ухудшается с каждым годом, и Болонский процесс этому не только не препятствует, а и содействует. Преимущества, которые предлагаются, на самом деле, в реалиях Украины, или бездействуют, или превращаются в недостатки. Например, некоторым преподавателям кажется положительным то, что модульно-рейтинговая система учит студента конкурировать с одногруппниками, а сами студенты считают, что она воспитывает карьериста и индивидуалиста. Что на самом деле рейтинг только портит отношения в группе, и потом человек не умеет работать в коллективе. Сокращение аудиторных часов и увеличение плана самостоятельной работы студенты расценивают как способ избавиться от них. Практика показывает, что студенты самостоятельно почти не учатся: одни от лени, другие от того, что их не научили этому. При сокращении часов будут страдать и преподаватели - ведь это означает сокращение штатов. Так называемая мобильность студентов, которая предполагает продолжение обучения по той же программе в любой стране Европы, действует исключительно для богатых студентов. Даже подавляющее большинство европейских студентов не имеют средств на мобильность, а что уже говорить о наших. Тем не менее, европейские студенты лучше наших понимают отрицательные стороны болонской системы, и уже начали бороться за улучшение образования и социального сектора. Национальным союзом студентов Европы был издан бюллетень «Черная книга болонского процесса», в котором с европейской скрупулезностью были записанные все его негативы.
Прогрессивные украинские студенты понимают, что в этом плане мы ни в коем случае не должны отставать от Европы. Судьбу студентов и преподавателей должны решать сами студенты и преподаватели, а не чиновники, которые зачастую видят ситуацию из окна министерства, да и то через призму очередного указа. Преподаватели вместе со студентами должны искать такие формы общей работы, которые бы были интересными и полезными обеим сторонам и обществу в целом. Ведь все видят, как горят глаза первокурсников в ожидании интересной научной работы, и какие равнодушные старшекурсники, которых этот вуз, кроме диплома, так и не смог ничем заинтересовать.
Характерно, что никто из присутствующих студентов не стал на защиту болонской системы, лишь подчеркивались отдельные положительные стороны болонских документов, которые почему-то как раз совсем не воплощаются в жизнь. Они говорили о том, что сотрудничество по научной работе со студентами других стран намного лучше для Украины, чем отток лучших специалистов за границу. Автономия вузов и полное государственное финансирование просто необходимы, чтобы университет был мини-государством, в котором студенты учились бы сами руководить и нести ответственность за свои собственные решения, а не только выполнять приказы.
Тем не менее, прогрессивные студенты и преподаватели понимают, что для улучшения ситуации одной критики недостаточно. Надо уже сегодня начинать разрабатывать принципы образования будущего. Участники круглого стола предложили регулярно проводить подобные встречи и провести международный студенческий форум в Украине, который бы положил начало отладке связей между студенческими организациями разных стран.