Сорок лет бессмертия
Прислано Frankenstein 07 2008 22:45:00
Вообще-то он был тяжело больным человеком. Фактически инвалидом. Инвалидом детства, как бы сказали сейчас. Жесточайшие приступы астмы преследовали его с самого раннего возраста. Спасался гормональными препаратами.
Но учиться на медицинский факультет университета он пошел не для того, чтобы вылечиться самому, а для того, чтобы помогать людям. Впрочем, с такими мечтами туда поступают многие, но очень часто такое благое желание оказывается пустой фразой, формой самоуспокоения больной совести.
Не таков был Че. Хорошие намерения не успокаивали его совесть, а только подстегивали к решительным поступкам, по сравнению с которыми меркли самые высокопарные фразы.
Начитавшись революционных книжек, он предпринимает путешествие на мотоцикле по северной Аргентине протяженностью 4 000 км, а через два года - по другим странам Латинской Америки, чтобы посмотреть, как живут простые люди. Это одна из главных черт его характера. Он никогда не воспринимал на веру то, что было написано в книжках, даже самых лучших. Но когда он удостоверялся лично, что написанное в книгах есть истина, он без колебаний отдавал все силы ради воплощения в жизнь идей, в этих книгах высказанных. Именно в ходе второго путешествия, когда он имел возможность воочию увидеть нищету и беспросветность, царящую в Латинской Америке, у него вызрело решение стать "революционным врачом".
Практиковаться во врачебном искусстве он решил не в столичной клинике, где ему предложили заниматься аллергологией (именно по этой специализации проходит его собственная болезнь), а в лепрозории. Эти лечебницы или, скорее, гетто для прокаженных устраивались далеко в джунглях, чтобы исключить заражение здоровых людей этой опаснейшей болезнью. Молодой врач не испугался проказы, он не только лечит больных, но и становится для них настоящим товарищем, пытается вселить им веру в себя, вернуть к настоящей жизни. Но через некоторое время он принимает куда более радикальное решение – он решает посвятить свою жизнь не просто излечению больных, но и излечению общества в целом. Вскоре он – в числе тех, кто выступил на защиту законного правительства Гватемалы, против которого США организовали агрессию. Дело в том, что эта страна долгое время была фактически одной огромной латифундией американской корпорации «Юнайтед фрют компании». Руководители „матушки Юнай” как с горькой иронией именовали этого капиталистического монстра латиноамериканцы, распоряжались в этой стране и в добром десятке других «банановых республик» континента, как на собственном огороде. И как только очередное правительство, которым руководил полковник Хакобо Арбенс, осмелилось отстаивать национальные интересы, они, не задумываясь, организовали его свержение, задействовав при этом авиацию и флот США. Патриоты и те иностранные добровольцы, которые их поддерживали, потерпели поражение. Эрнесто Гевара (тогда он еще не был Че; эта кличка появится у него только на Кубе, в Сьерра Маэстре) вынужден был эмигрировать в Мексику, где он вскоре сошелся с группой молодых кубинцев, решивших подняться на вооруженную борьбу против военной диктатуры. Знакомство с Фиделем Кастро и длинные товарищеские дискуссии (Гевара на то время уже был убежденым революционером-марксистом, а Фидель, хотя и был настроен крайне революционно, оставался на романтически- патриотичесских позициях) привели к решению соединиить свою судьбу с судьбой кубинской революции.
Будучи больным астмой, он принимает решение идти в партизаны, чтобы помочь молодым кубинским патриотам освободить их многострадальную родину от власти продажных олигархов. Не раз он оказывался на грани смерти как от пули, так и от астмы. В своем дневнике он описывает случаи, когда он в самых первых боях переживал почти что животный страх за свою жизнь. Но никогда он не сомневался в правоте дела, которому посвятил свою жизнь, и никогда не допускал ни малейших послаблений по отношению к себе.
И это касалось не только партизанской жизни. Потом, будучи министром, он не раз работал на сафре, на других тяжелых работах. Могут сказать, что это была показуха. Если бы это даже было так, то и то было бы заметно, что такого рода показуха очень выгодно отличала бы Че Гевару от обычных министров, которые предпочитают демонстрировать миру роскошь своих автомобилей и мобильных телефонов, а не участие в тяжелом общественно полезном труде. А если учесть, что «показуха» Гевары длилась по многу дней (например, в 1964 году за полгода он отработал больше 240 часов так называемого добровольного труда), и что при этом свою министерскую работу ему приходилось выполнять по вечерам и ночами, то нельзя не поразиться даже не трудоспособности, а скорее огромной силе воли этого человека, заставлявшего свой в общем-то хилый организм работать с такой силой, что ей могут только позавидовать многие очень здоровые люди.
Он умел хорошо работать не только физически, но и умственно. Когда его, врача по специальности ставят министром экономики, председателем нацбанка, он с усердием школьника садится за учебники по экономике, финансам, высшей математике, хотя для этого у него остаются только короткие ночные часы, оторванные от сна. К любому делу он старался подойти основательно. Будь то работа председателя нацбанка или подготовка очередного очага партизанской войны. За кажущейся авантюрностью его предприятий каждый раз стояла огромная работа и огромная вера в людей.
То, как этот больной человек сумел победить свою болезнь и не просто жить полноценной жизнью, но еще и жить так, что каждого дня этой жизни хватило бы на тысячу здоровых, удивительно. Но еще более удивительно, что Че сумел преодолеть и куда более сильное искушение – искушение власть и славой. Он не только занимал высшие посты на Кубе, но еще при жизни стал мировой легендой. Но, как только обстановка на Кубе стабилизировалась, он покидает все свои посты и покидает Кубу, чтобы снова уйти в леса и поднимать людей на борьбу против несправедливости.
Полгода он воюет в Конго против одного из самих одиозных диктаторов ХХ столетия – Мобуту, поставленного у власти западными спецслужбами, по указке которых был убит законный премьер-министр Патрис Лумумба.
Через некоторое время он появляется в Боливии, где он планирует развернуть центр будущей общеамериканской революции против военных диктатур, которые по благословению американского правительства правили в то время в большинстве стран этого региона.
Расчет оказался ненадежным. Немного более чем через полгода отряд был разгромлен, а раненый Че Гевара 8 октября 1967 года взят в плен и на следующий день 9 октября, убит.
Тогда Че Гевара так и не сумел поднять боливийских крестьян на борьбу за лучшую жизнь. Еще много лет в Боливии правили продажные правительства и распоряжались природными богатствами хищные олигархи. Но сорок лет спустя именно боливийские крестьяне возглавили боливийскую революцию. Из крестьянского „Движения за воду” выросло „Движение за социализм”, которое привело к власти Эво Моралеса. Социализм таки пришел в Боливию, пришел с Кубы, пришел с именем Че на устах, но пришел гораздо более сильным и неотвратимым, чем тогда в конце 60-х.
Крайне характерный эпизод: 6 октября «Гранма» сообщила, что недавно в боливийской прессе выступил сын Марио Терана – того самого подонка, который 9 октября 1967 года вызвался убить раненого Че Гевару. Так вот, этот человек сообщил, что его отцу кубинские врачи в рамках миссии «Мелагра» недавно сделали операцию и вернули зрение. Можно не сомневаться, что Че одобрил бы именно такую «месть» своему убийце. Особенно, если учесть, что Теран совершенно случайно оказался среди тысяч боливийцев, среди сотен тысяч латиноамериканцев, которым кубинская революция вернула возможность видеть мир.
В наши дни мечта команданте о том, что Латинская Америка последует примеру Кубы и восстанет против североамериканского империализма, становится реальностью. Думается, что теоретикам марксизма придется еще здорово попотеть, чтобы объяснить хотя бы тот факт, что «экспорт» кубинской революции оказался наиболее успешным именно в тот момент, когда пал соцлагерь, когда империализм уже праздновал полную победу.
Но уже сегодня можно без труда констатировать самую главную составляющую этого успеха. Нужно уметь действовать не только по обстоятельствам, но и вопреки обстоятельствам, как бы неблагоприятно они не складывались. Нужно уметь быть настойчивым и последовательным, если ты уверен в правильности выбранного пути. Тогда самый слабый человек, самая бедная страна, самое немногочисленное движение добьется своего. И наоборот, самая могущественная держава, самая сильная партия, самая сильная личность обречены на поражение, если они в состоянии только приспосабливаться к обстоятельствам, если они не в состоянии выдерживать избранную линию и если они вообще не знают, чего они хотят.