Ответное письмо товарищу Маркосу
Прислано Frankenstein 07 2008 22:45:00
В № 1 бюллетеня Комитета защиты политузников - борцов за социализм опубликовано письмо испанского политзаключенного, члена ЦК ИКП (в) товарища Маркоса Мартина от 12.03.2007 года, в котором он, в частности, пишет:
«Мы внимательно следим за развитием политических событий в России через журнал «Northstar Compass», но видим, что в этом издании перемешаны революционные и ревизионистские идеи различных авторов. Мы думаем, что ревизионистские партии только стремятся затормозить революционное движение, они являются, как обличал их Ленин, агентами капитализма, внедренными в ряды рабочих и коммунистов».
Указав, что революционными организациями и партиями испанские товарищи считают те, которые организуются за пределами сферы власти и ее институтов, товарищ Маркос пишет так же:
«Поэтому нас интересует, чтобы те из вас, кто непосредственно переносит репрессии: тюрьму, пытки, подполье, поделился с нами вашими идеями, т.к. мы братья по идеологии, и мы так же подвергаемся фашистским репрессиям».
Сложилось так, что переписку с зарубежными товарищами – политзаключенными в последнее время ведет исключительно председатель ЦК ВДЗП Н.О. Глаголева. Пользуясь случаем, я решил поделиться своими мыслями в качестве революционера, работающего в подполье несколько лет и проведшего в местах лишения свободы более семи лет.
Прежде всего, товарищ Маркос совершенно правильно понимает главную опасность для рабочего и коммунистического движения, заключающуюся в ревизионизме. Характеризуя ревизионистов как агентуру буржуазии в нашем движении, товарищ Маркос метко подметил также главный признак, по которому распознаются ревизионисты: по навязчивому стремлению к участию в буржуазных органах власти, прикрываемому мнимой «заботой об интересах трудящихся».
Об идеологии и методах ревизионистских партий давным-давно сказал Сталин:
«Думать, что такую революцию можно проделать мирно, в рамках буржуазной демократии, приспособленной к господству буржуазии, - значит либо сойти с ума и растерять нормальные человеческие понятия, либо отречься грубо и открыто от пролетарской революции» (И.В. Сталин. К вопросам ленинизма. Соч. Т. 8, с. 24).
Испанские товарищи считают, что Россия снова является слабым звеном в цепи империализма, и что опыт социализма оставил революционные семена в сердцах российских рабочих и крестьян. Определенные основания для такой оценки ситуации имеются. В то же время при анализе обстановки в России и странах бывшего СССР испанским товарищам следует хорошо понимать, что основу нынешнего коммунистического движения в этих странах по-прежнему составляют организации, возникшие из обломков КПСС – крупнейшей ревизионистской партии того времени, в которой ревизионизм Хрущева-Брежнева-Суслова господствовал практически всецело на протяжении тридцати лет. По этой причине ревизионизм в постсоветских компартиях изживается чрезвычайно трудно. Во главе большинства коммунистических партий до сих пор стоят бывшие советские бюрократы: Олег Шенин (СКП-КПСС), Алексей Пригарин (РКП-КПСС), Геннадий Зюганов (КПРФ), Петр Симоненко (КПУ) и др. Поскольку на протяжении десятилетий руководство КПСС осознанно держало курс на поэтапную реставрацию в СССР капитализма, то теперь, когда эта цель достигнута, одной из важнейших их задач является не допущение революционизации коммунистического движения на постсоветском пространстве. С этой целью бывшая советская бюрократия выдвинула из своей среды и профинансировала упомянутых выше лжекоммунистических «вождей», перед которыми ставилась задача завести комдвижение в тупик. С этой задачей бывшая советская бюрократия довольно успешно справляется и по сей день. Главы крупнейших компартий Зюганов и Симоненко в своих идеологических конструкциях с успехом развивают КПСС-овский ревизионизм дальше, пропагандируя не только отказ от коммунистической революции и диктатуры пролетариата, но и «союз с национально-ориентированной буржуазией, а также «всемерное содействие мелкому предпринимательству». Вместо марксизма-ленинизма эти руководители требуют руководствоваться отныне «традициями православия» и «православной культурой». Излишне говорить, что «коммунистическими» эти партии называются только из демагогических соображений, т.к. спекулируют на теоретически неосознанной ностальгии части народа по временам СССР.
В более утонченной, рафинированной форме осуществляет дальнейшее развитие ревизионистской теории бывший функционер КПСС А. Бузгалин (движение и журнал «Альтернативы»). Не докатившись до таких вульгарных извращений марксизма, как Зюганов и Симоненко, Бузгалин в то же время продолжает активно пропагандировать горбачевские теории «социалистического рынка», приведшие Советский Союз к окончательному краху. К Бузгалину, которого можно охарактеризовать как «сравнительно левого ревизиониста», примыкает и ряд вошедших в последнее время в моду в среде леворадикальной молодежи России и Украины авторов (Б. Кагарлицкий, И. Будрайтскис и др.) Последние демагогически утверждают, например, что «бунтари 1968 года победили – они изменили лицо западного капитализма». Таким образом, целью революционного движения, по мнению упомянутых теоретиков, является не свержение капитализма в мировом масштабе, а лишь формирование респектабельного имиджа «капитализма с человеческим лицом». На сходных позициях стоит и один из ведущих в современной Росси теоретиков левого радикализма Александр Тарасов.
Исходя из выше изложенного, легко себе представить, какие трудности испытывает в борьбе с ревизионизмом революционная тенденция в коммунистическом движении, поскольку ей противостоят гигантские финансовые и организационные ресурсы новой буржуазии, спонсирующей ревизионистов. Особенно, если принять во внимание, что никакой революционной тенденции в хрущевско-брежневской КПСС не существовало и в помине, а элементы, требовавшие руководствоваться основополагающими принципами марксизма-ленинизма, беспощадно изгонялись из ее рядов, поскольку уже тогда насаждалось ревизионистское «единомыслие». С определенной натяжкой можно считать, что революционная тенденция стала вновь формироваться в КПСС, начиная с 1987 года, т.е. с момента образования «большевистской платформы» во главе с Ниной Андреевой, члены которой поначалу попросту шарахнулись от проводившейся кликой Горбачева реставрации капитализма. Вместе с тем для этой тенденции, принявшей затем организационную форму партии ВКП (б), продолжает оставаться достаточно типичной такая форма оппортунизма, как «социал-патриотизм». А именно: нынешнее буржуазное империалистическое государство, с одной стороны, и ушедший в прошлое СССР, с другой, они объединяют общим понятием «Родина». Призывая участников комдвижения всемерно стоять на страже интересов «Родины», члены ВКП (б) пропагандируют тем самым компромисс рабочего класса с новоявленной российской буржуазией. Кроме того, среди членов ВКП (б) являлась весьма распространенной подмена классового анализа национальным, когда борьба с капитализмом всецело подменялась «борьбой с сионизмом».
По изложенным выше причинам революционная тенденция в комдвижении стран бывшего СССР продолжает сталкиваться с неизмеримо более значительными трудностями, чем коммунистическое движение всех остальных стран мира. Эти трудности еще более усугубляются недостаточно определенным положением трудовой части населения, т.е. рабочего класса и крестьянства. Эти слои населения помнят не социализм, а постепенно реставрируемые, начиная с экономических реформ Хрущева во второй половине 50-х годов, капиталистические отношения: внедрение капиталистических принципов функционирования экономики, личной материальной заинтересованности при оплате за труд. Памятна всем и необузданная роскошь, которой стремились окружить себя партийные начальники КПСС. Все это, разумеется, не могло не сказаться на упоминаемых товарищем Маркосом «сердцах российских рабочих и крестьян», т.е. на их социальной психологии.
Порожденное предательской политикой КПСС разочарование в коммунистических идеалах до сих пор еще очень велико. В то же время капиталистическая реставрация в СССР породила огромную массу грамотного пролетариата, достаточно образованную для того, чтобы он мог осознать свое положение и стоящие перед ним задачи. В этом пролетариате и заключается наша надежда на новую коммунистическую революцию, поскольку его революционная роль как «могильщика капитализма» никуда не делась. В то же время в данный момент пролетариат постсоветских стран достаточно пассивен и поднимается лишь на стихийную экономическую борьбу. Отмечены так же случаи вооруженной борьбы бывших колхозников с новоявленными эксплуататорами на селе, но в целом крестьянство так же остается пассивным и неудержимо люмпенизируется.
Пассивность трудовых слоев населения в немалой степени объясняется отсутствием у них в настоящее время революционного авангарда в лице боевой коммунистической марксистско-ленинской партии.
Каким бы удивительным ни показалось это товарищам из верных марксизму-ленинизму компартий, но ревизионистские идеи распространены в постсоветских странах даже в среде революционных элементов, ведущих вооруженную борьбу с капитализмом. Например, политзаключенный Игорь Данилов, статьи которого пользуются большой популярностью благодаря его славе бесстрашного бойца, в своих теоретических разработках отрицает не только революционную роль рабочего класса, но и классовый подход при анализе социальных проблем вообще. А политзаключенный Игорь Губкин, получивший в свое время известность как один из первых в современной России пропагандистов и практиков вооруженной борьбы с антинародным режимом, докатился уже до того, что в своих публикациях начал запугивать обывателя «нашествием» гастарбайтеров из южных республик бывшего СССР и стран Юго-Восточной Азии, утверждая, что перед лицом подобной «опасности для русского этноса» является необходимым установление в России фашистского режима. Даже основатель движения в защиту политзаключенных – борцов за социализм О.А. Федюков начал в последнее время увиваться вокруг руководства партии КПСС махрового ревизиониста О.С. Шенина, имеющего наглость обманывать трудовой народ, утверждая, что путь к коммунизму лежит через избрание его президентом России. Залог верности будущих советских органов власти делу рабочих и крестьян Шенин усматривает не в соблюдении принципов диктатуры пролетариата, а, как и положено бюрократу, - в принятии «закона об ответственности власти».
Установившая с вами, а так же с рядом других марксистско-ленинских партий Европы партия РКРП-РПК не может быть охарактеризована однозначно, потому что в ней борются две тенденции: революционная и ревизионистская. Наличествующие в этой партии по сей день кадры старой бюрократии цепко держатся за свои должностные кресла, пытаясь не допустить до власти в партии революционно настроенных товарищей из более молодого поколения, которым, впрочем, тоже уже по 40 – 45 лет, не говоря уже о молодежи. Поэтому молодые представители рабочего класса в партию вступают неохотно, а в молодежной организации РКРП-РПК, носящей название РКСМ(б), господствует «идеология» ностальгии по хрущевско-брежневскому СССР, юношам и девушкам прививается брежневизм. В 1995 – 2000 годах руководство РКСМ(б) пыталось провести в жизнь весьма ярко выраженную революционную линию, однако они проиграли внутрипартийную борьбу бюрократам-ревизионистам из руководства РКРП, после чего были заменены молодыми ностальгистами.
Сама по себе РКРП-РПК образовалась путем организационного слияния двух партий: Российской Коммунистической Рабочей Партии и Революционной Партии Коммунистов. Из них РПК, во главе с А.В. Крючковым, скончавшимся в мае 2005 года, будучи менее многочисленной, занимала более левые позиции, проводила линию, весьма близкую к революционной. Что же касается партии РКРП, то ревизионизм в ней имеет давние корни. После неудачного восстания в октябре 1993 года, когда один из руководителей этой партии В. Анпилов призвал к продолжению революционной борьбы и был арестован, - остальные члены ЦК РКРП исключили Анпилова из партии, а впоследствии обвинили в некоем «анархо-примитивизме».
На рубеже 1996 – 97 годов внутри РКРП, включая руководство, появилась группа. Призывавшая и даже подталкивающая молодежь к бескомпромиссной революционной борьбе, включая акции вооруженного сопротивления. В числе этой группы можно отметить члена ЦК РКРП Сергеева, ныне покойного. Однако сразу же после произошедших во второй половине 1997 года арестов нескольких членов РКСМ(б) и РКРП были исключены из этой партии не только арестованные товарищи, но так же и все товарищи, пытавшиеся наладить регулярную помощь и поддержку арестованным. Особенно усердствовал в развязанной ревизионистами кампании травли вышеупомянутый член ЦК Сергеев, изменивший свою идейную позицию на 180 градусов. В результате, в связи с оказанием поддержки арестованным соратникам по борьбе, целая группа членов РКРП была вынуждена покинуть партию (П. Былевский, Н. Ракс, О. Федюков, В. Басистова, Г. Алехин). При этом следует принимать во внимание, что часть этих несправедливо изгнанных из партии товарищей были приняты в РПК и, таким образом, восстановили свое членство в РКРП-РПК.
Высшей формой революционной борьбы пролетариата в этой партии на протяжении долгого времени считалась всеобщая забастовка. В то же время совершенно игнорировался тот факт, что сама по себе такая забастовка к свержению капитализма не ведет. Как верно указывал в свое время И.В. Сталин, мирный переход власти в руки пролетариата возможен только при одном условии: когда пролетариат вооружен, а буржуазия разоружена. Этого условия в нынешней России нет, - значит, власть может быть взята только путем вооруженной классовой борьбы пролетариата. Так же и Мао Цзедун указывал, что «революция – это акт насилия одного класса, свергающего власть другого класса».
В последнее время в РКРП-РПК наметилась положительная тенденция к признанию этого марксистского положения. В то же время продолжают сохраняться и определенные негативные тенденции. Например, член ЦК РКРП Н.О. Глаголева, по совместительству являющаяся председателем ЦК ВДЗП, регулярно выделяет финансовые средства членам организации «Национал-большевистский фронт» Ане Петренко и Алексею Овчарову под предлогом оказания последними помощи осужденным по «одесскому делу» коммунистам. При этом непонятно, почему такую помощь не могли бы оказывать политзаключенным их собратья по идеологии – коммунисты, и для чего потребовалось привлекать к этому делу «национал-большевиков», которые на эти деньги формируют в ходе поездок к осужденным по «одесскому делу» политзаключенным свою инфраструктуру.
«Национал-большевизм» - уродливая псевдосоциалистическая идеология, получившая распространение в 90-х годах, которая отрицает революционную роль рабочего класса, требует некоего абстрактного «социализма» и добивается высылки из России всех гастарбайтеров. В целом она может быть отнесена к «левому фашизму». На мой вопрос о причинах поддержки ею «национал-большевиков» Н.О. Глаголева ответила мне в личном письме, что ей «все равно», представители какой политической силы будут заниматься оказанием помощи осужденным по «одесскому делу». Подобное «все равно» является, несомненно, одним из проявлений укоренившегося в РКРП-РПК ревизионизма.
В целом ситуация в коммунистическом движении на постсоветском пространстве такова, что в повестку дня вплотную пора ставить вопрос о проведении внутри этого комдвижения «великой пролетарской культурной революции». Следует хорошо осознать тот факт, что большинство коммунистических партий мира (кроме бывшего СССР и стран Восточной Европы) уже прошли через этот этап в 60 - 70-е годы прошлого века. Также лидерам нынешнего коммунистического движения постсоветских стран следовало бы признать, в свете произошедших с 1985 года событий, правоту китайских товарищей в полемике между КПСС и КПК, происходившей в 60 –70-е годы.
В тоже время совершенно необходимо отметить, что один из лидеров РКРП, недавно скончавшийся пролетарский поэт Борис Михайлович Гунько, - одним из первых занял теоретически правильные марксистско-ленинские позиции, и именно им был впервые установлен контакт с марксистско-ленинскими партиями Турции, Германии и других стран.
На данный момент взявшей курс на решительное освобождение от груза ревизионизма, накопленного за пять десятилетий, можно считать созданную весной 2006 года в Киеве «Организацию марксистов», к которой идеологически примыкает большинство осужденных по «одесскому делу» политзаключенных.
Из российских коммунистических организаций наибольшим революционным потенциалом обладает образованный в 2000 году «Авангард Красной Молодежи», хотя и существует опасность подрыва этого потенциала из-за вступления во временные сомнительные союзы с чужеродными политическими силами.
Таким образом, можно с огромным удовлетворением отметить, что точки зрения испанских и баскских товарищей политзаключенных-коммунистов, с одной стороны, и российских и украинских, - с другой, на ситуацию в мировом коммунистическом движении практически совпадают. От себя лично хочу добавить, что, по моему мнению, советский и испанский народы являются братьями, начиная с 1936 года, когда на помощь испанскому народу, вступившему в неравный бой с франкистскими мятежниками, поддерживаемыми армиями фашистских Германии и Италии, - пришли по призыву Коминтерна, коммунисты со всего мира, создавшие интербригады. Нынешние революционные коммунисты восхищаются мужеством и героизмом испанского народа бескомпромиссно поднявшегося тогда на борьбу вместе с интербригадами. Известны нам и имена героев тех событий: Долорес Ибарури, венгерский коммунист Матэ Залка, советский разведчик Павел Судоплатов. Известно нам и о подвигах товарищей басков из ЭТА, в 70-х годах казнивших незадолго до смерти Франко его предполагаемого преемника. Мужественная борьба баскского народа за свою свободу вызывает глубокое сочувствие прогрессивно мыслящих людей всего мира. Эта борьба может быть признана стоящей в одном ряду с героической борьбой Ирландской Республиканской Армии, палестинского народа, вьетнамского народа, победившего американский империализм, и других освободительных антиимпериалистических движений. Что касается ГРАПО, то мне, например, было известно о существовании этой организации, но конкретных эпизодов ее борьбы я, к сожалению, не знаю. Если можно, хотелось бы узнать об этом по больше от испанских братьев. Мы вместе с вами, а также с несломленными элементами «Красных бригад» и РАФ, «Сендеро Люминосо» и «Сэкигун», со славными колумбийскими партизанами из РВСК, - реально действующий боевой всемирный Интернационал, твердо стоящий на указанный Марксом и Лениным революционном пути к победе пролетариата. Вместе победим!