Система среднего образования в Украине
Прислано Frankenstein 07 2008 22:45:00
Снова наступил сентябрь, и перед миллионами украинских детей открылись школьные двери. Сколько надежд и переживаний связывают и дети, и родители со школой?.. Что же ждет современного ребенка, который пришел учиться? Как и каких людей воспитывает современная система среднего образования?
В 2001 году в Украине началась новая образовательная реформа. Сейчас происходит переход к двенадцатилетней программе обучения, с введением специализации в старших классах. Если обратиться к тексту „Концепции общего среднего образования (12-тилетняя школа)”, утвержденной Постановлением Коллегии МОН Украины и Президиумом АПН Украины N 12/5-2 от 22.11.2001, можно прочитать, что это обусловлено вхождением нашей страны в мировое образовательное пространство, и потребностью в связи с этим приведения отечественных образовательных стандартов, в частности относительно продолжительности получения общего среднего образования, в соответствие с нормами мирового сообщества (не меньше 12 лет). В тексте „концепции” нет анализа того, насколько переход к 12-тилетнему обучению может повлиять на качество образования, которое ученики получают в средней школе, в то же время в тексте документа можно увидеть такое: ”Следует учесть и то, что 12-летняя школа - экономически целесообразная и эффективная форма занятости молодежи 17 - 18-летнего возраста, которая в условиях конкуренции на рынке труда далеко не всегда может найти работу”. Если руководствоваться этой логикой, можно прийти к выводу, что обучение в школе необходимо продлить настолько, чтобы за партой люди сидели до 25 летнего возраста, так как в Украине по данным Государственного комитета статистики наибольший процент безработных именно в возрастной группе от 15 до 25 .
Двенадцатилетняя школа включает в себя четырехлетнюю младшую школу, где дети начинают учиться с шестилетнего возраста, основную школу (5-9 классы) и старшую школу, обучение в которой продляется на 1 год, и будет длиться 3 года. Причем в старших классах углубленно изучаются отдельные предметы, при этом другим предметам уделяется значительно меньше внимания, или они не преподаются вообще. Например, согласно Типичным учебным планам общеобразовательных учебных заведений, старшие классы делятся на 4 профиля: общеобразовательный, гуманитарный, естественно-математический и технологический. Трудовое обучение согласно этим планам должно быть только для учеников общеобразовательного и технологического профилей, в то же время изучение такого предмета как Художественная культура/Основы этики/Основы эстетики, по мнению украинских чиновников от образования, нужно лишь ученикам гуманитарного профиля. Такое ограничение возможностей учеников противоречит цели образования, которую все еще продолжает декларировать Украинское государство, - всестороннее развитие человека как личности и высочайшей ценности общества.
Реформа, которая проводится сейчас, углубляет основной недостаток современной системы среднего образования – невозможность сформировать творческую личность, способную к созданию нового знания. В учебных заведениях детям предлагают „готовые” знания, которыми они должны «овладеть» (т.е. запомнить) и потом проверяют, как они справились с этой задачей. Взаимодействие педагога и ученика - это в основном взаимодействие „передатчика” информации с „приемником”, а не совместная деятельность по освоению мира, по добыванию нового (для ученика) знания о предмете изучения. Такой способ обучения отнюдь не способствует развитию способности самостоятельно мыслить: искать и находить ответы на те вопросы, которые жизнь когда-то поставила перед человечеством. Сейчас у учеников потребность мыслить возникает стихийно не благодаря, а скорее вопреки системе образования, которая сложилось. При построении учебного процесса совершенно не учитывается то, что формирование человека - это его собственная активная деятельность в коллективе, что перед коллективом, а значит и каждым его членом, должны постоянно стоять задачи, которые он может выполнить, только сделав шаг вперед в своем развитии. Этот принцип организации деятельности детского коллектива успешно использовался А. С. Макаренко, он также был хорошо изучен советскими психологами, в частности Л. С. Выгодским и описан в его работах. Но, к сожалению, в современных концепциях образования и воспитания передовые достижения педагогики и психологии, как наук, просто не учитываются. Вместе с тем в педагогической литературе можно много прочитать об индивидуальном подходе, который у большинства авторов состоит в потом, что педагог должен непосредственно влиять на каждого отдельного ученика. Это влияние часто сводится к тому, что А. С. Макаренко в „Книге для родителей” описывает так: ”… воспитатель размещается в некоторой субъективной точке. На расстоянии трех метров находится точка объективная, в которой закрепляется ребенок. Воспитатель действует голосовыми связками, ребенок воспринимает слуховым аппаратом соответствующие волны. Волны через барабанную перепонку проникают в душу ребенка и в ней откладываются в виде особой педагогической соли”. Ирония, с которой выдающийся педагог описывает подход, который сегодня превозносят, как наиболее современный и передовой, более чем уместна. Используя его, даже самый добросовестный учитель не добивается тех целей, которые он перед собой ставит. Не удивительно, что обычный современный школьник часто не понимает не только предметы, которые ему преподают в школе, а и для чего ему нужно изучать те или иные предметы.
Способ обучения, где ученик является „приемником” информации, характерен для средних учебных заведений почти всего мира. Этим грешила и советская система образования, но в отличие от школьников того времени, ученики современных общеобразовательных заведений никак не включены ( или включены как пассивные элементы, что, в принципе, одно и то же) в практическую деятельность общества. Поэтому так называемая „теория” не является для ученика концентрированной практикой человечества, овладение которой позарез необходимо для решения повседневных проблем - общественных проблем, которые становятся собственными проблемами каждого человека, по мере его человеческого становления. При таких условиях недостаток старого советского образования становится не просто  проблемой, а превращается в катастрофу.
Не удивительно, что реальный уровень качества образования в Украине очень сильно упал. Выпускники общеобразовательных учебных заведений не умеют применять полученные знания на практике. Это признается и Министерством образования и науки Украины: „Недостатком общеобразовательной подготовки остаются недостаточное умение учеников свободно использовать полученные знания для решения практических задач, анализа нестандартных ситуаций”. Неумение применять знания на практике - это, на самом деле, отсутствие знаний. Знание какого-то предмета, пусть то законы электродинамики или развития общества, предполагает умение строить свою практическую деятельность с учетом и использованием его, так чтобы результаты совпадали с целями, которые были поставлены. Если же этого нет, то говорить о знании вообще неуместно, можно говорить лишь об информации о предмете, которой школа снабдила ученика.
За тенденциями развития среднего образования  в современной Украине четко просматриваются интересы правящего класса, который заботится о том, чтобы в его распоряжении была как можно более дешевая рабочая сила. Однако, падение уровня образования тоже не выгодно для класса капиталистов, поскольку производительность труда малообразованного рабочего или служащего значительно ниже, чем производительность труда человека, способного применить свои знания на практике. Эксплуатация людей с высоким уровнем образования приносит намного больше прибыли, поэтому снижение качества образования в Украине серьезно повлияло на ситуацию на отечественном рынке труда. Современная молодежь уже не выиграет в конкуренции на мировом рынке по соотношению цена рабочей силы - качество рабочей силы. Поэтому не удивительно, что программа реформирования образования направлена именно на повышение конкурентоспособности выпускников. Но могут ли средства, которые использует государство, реформируя сферу образования (упрощение программ обучения и углубление специализации), обеспечить достижение этой цели? Ту ли вообще цель должно ставить перед собой общество, когда пытается перестроить важнейший институт общественного производства - институт производства человека?..
Сейчас, система образования призвана выполнять лишь две функции: 1) производить нужную на рынке труда рабочую силу; 2) воспитывать лояльного к государству гражданина. Это связано, прежде всего, с теми требованиями, которые ставит перед институтом образования общество частной собственности на этапе кризиса своего развития, где отчуждение достигло апогея и из условия становления человечества превратилось в условие его упадка. Сейчас человек только средство для увеличения богатства. Поэтому с наилучшими намерениями: чтобы выпускник „устроился в жизни” - приспособился к современным общественным отношениям и мог найти себе работу - система образования реформируется таким образом, чтобы выпускники учебных заведений были наилучшим образом приспособлены для выполнения определенной производственной функции. На первый взгляд это кажется правильным, ведь выпускнику жить в этом мире, таком, какой он есть. Но мир постоянно меняется.  И к тому времени как ученик или студент закончит свое обучение выполнение производственной функции, к которой его готовили, может оказаться уже ненужным. Вместо того, чтобы быстро и безболезненно „найти свое место в жизни” выпускник оказывается в ситуации, где нужно как можно быстрее научиться выполнять другую функцию, а это для узкого специалиста - тяжелый и мучительный процесс.
Система среднего образования в Украине также имеет ряд проблем, связанных с недостатком педагогических кадров и снижением уровня образованности самых учителей. На фоне этого происходит поляризация в системе среднего образования, где в части общеобразовательных учебных заведений ученики вообще не имеют возможности получить среднее образование, предусмотренное государственным стандартом. С другой стороны, часть общеобразовательных учреждений Украины можно отнести к элитным. Качество образования, которое получают там ученики, намного выше, но позволить себе учить там своих детей может далеко не каждая украинская семья. Плата за обучение в элитных лицеях и гимназиях обычно очень высокая. В большинстве случаев, официально обучение в них бесплатное, а деньги с родителей собирают в виде „добровольных” благотворительных взносов, которые являются обязательными. Но это уже тема отдельного разговора.