Заупокойные мысли о сельской школе
Прислано Frankenstein 07 2008 22:45:00
Когда поднимается вопрос об образовании, вспоминаются вступительные экзамены, болонская система, стоимость школьной формы. Но есть еще одна проблема, которую на сегодняшний день практически не обсуждают, о ней не помнят или, скорее, не хотят помнить. Так или иначе, умышленно или случайно, вопрос о детях из сельской местности и их образовании замалчивается.
Село в Украине вымирает. Сегодня стало нормой и уже никого не удивляет те нередкие случаи, когда в селах остается по три дома, в которых доживают свой век старушки, а некоторые села – уже и вовсе списаны с карты Украины. По официальным данным за годы независимости Украины исчезло около 600 сел. «Лидирует» по этим показателям Черниговская область, где в каждом четвертом районе за последний год не родилось ни одного ребенка! Да и кто захочет рожать в таких условиях? И не спасет представляемая сегодня государством материальная помощь при рождении ребенка, ведь даже не известно, что может ожидать их завтра. И эти данные будут увеличиваться и дальше.
 Сегодня не редкость, когда школы в сельской местности закрывают. Это происходит по различным причинам: нет учеников, нет учителей, нечем топить. Выход находят, открыв одну школу на несколько сел, да и ту порой только до девятого класса. Но ведь это и выходом-то назвать сложно!
Часто в школах обучается так мало детей, что в классах сидит по 3-4 человека. В этом даже можно найти положительный момент – в маленьких классах легче объяснить учебный материал, больше возможности уделить внимание каждому ученику. Но для успешного учебного процесса необходима такая составляющая, как заинтересованность и желание учителя в результате. А с этим как раз проблема! И получается, что в школе ведут уроки по разным предметам одни и те же учителя. Государство, зная об этом, пытается (или делает вид, что пытается) привлечь молодых людей, получивших диплом педагога, на работу в село, часто при этом предоставляя социальные льготы и бесплатное жилье. Таким образом, государство пытается устранить следствие, “замазать” дырки в прогнившем полу, но не может, а, скорее, не желает устранить причину данной ситуации. И ехать в село все равно никто не хочет, наоборот, стремятся покинуть его, понимая, какое будущее может быть у их детей при таком положении вещей. Уезжают в города, и при этом не имеет значения в какие именно: большие или маленькие, главное – чтобы там была работа, которая обеспечит возможность получить образование. На сегодняшний день уровень образования школьника везде далек от идеала. Но все же ученик городской школы имеет больше возможностей доступа к достижениям человеческой культуры, а, значит, имеет больше шансов овладеть ими. Ученик сельской школы иногда даже не подозревает, к сожалению, о существовании подобных достижений. А ведь без приобщения человека, особенно на стадии формирования, к культуре человечества невозможно творение им же самого себя. Вместо этого ребенок с раннего возраста получает наглядное представление об алкоголизме и алкоголиках, количество которых заставляет ужаснуться. Хороший пример для будущего Украины!
Раньше не было редкостью то, что великие художники, артисты, ученые, писатели являются выходцами из села. И это не удивительно, ведь в селе есть самые подходящие условия для воспитания в человеке осознания необходимости и привычки к труду. К труду тяжелому, очень нелегкому, но такому незаменимому на пути к созданию своей личности, человеческой личности.
Сейчас лишь в некоторых селах “поддерживается” жизнь. Часто это происходит за счет того, что село расположено вблизи большего города или в самом селе есть завод или любое другое место, на котором могут быть заняты люди. И получается, что практически только дети тех родителей, которые имеют возможность работать и получать высокую зарплату, могут рассчитывать на высшее образование. Есть еще один “выход” – когда родители уезжают на заработки в Польшу, Россию, Западную Европу. И тогда дети с самого маленького возраста остаются в лучшем случае под присмотром бабушек плюс получают деньги на проживание, что способствует формированию определенных взглядов на жизнь, отсутствию стремления к учебе, желания и умения трудиться. Такие люди могут стать просто непригодными для общества и скорее всего сегодняшних учеников ожидает судьба их же родителей. В итоге – ребенок, которого “угораздило” родиться в селе, в котором нет работы его родителям, нет школы, способной дать ему базовое среднее образование практически лишен возможности стать человеком, т.к. единственное впечатление от современного села – это убогость и беспросветность, а главное – полная реальность того, что такое состояние в селе будет продолжаться еще очень долго, пока система в государстве не измениться коренным образом, т.е. не поменяется само государство, иначе общество лишится личностей, способных и стремящихся к труду, к совершенствованию себя и окружающей действительности, а о том, что такое село, дети будут узнавать из учебников по истории.
 P.S. В нашей группе достаточно студентов, способных хорошо учиться, не прикладывая особых усилий, но и не достигая особых успехов. Но есть один студент, который отличается от остальных, хотя его и нельзя назвать гением. Он просто имеет хорошие знания, а главное – умеет ими пользоваться. Он умеет анализировать ситуацию и находить ответы на поставленные вопросы самостоятельно, без помощи из года в год переписанного преподавателем конспекта. И это касается не только учебных занятий. Просто он умеет выделять главное и с помощью этого решает конкретные вопросы. Он один из всех нас до сих пор способен основываться на тех знаниях, которые дала ему школа – сельская школа. Она дала ему такой уровень, который порой намного выше нашего, в том числе тех студентов, которые закончили популярные сейчас специализированные школы. Но, к сожалению, этот студент лишь исключение из ситуации, ставшей на сегодняшний день правилом.