Заметки после прочтения бюллетеня «Против течения» № 9
Прислано Frankenstein 07 2008 22:45:00

Ощущение двойственное. С одной стороны, я рад, что есть такой журнал, очень интересный и полезный. Я бы сказал, долгожданный журнал. А с другой стороны, осталось чувство недосказанности, путаности и туманности.


Появление на свет новорожденной Организации Марксистов не пролило свет и не внесло ясности. Одно лишь изучение марксистской философии, на мой взгляд, полумера. По настоящему научить рабочих можно только в борьбе, в ходе наступательной революционной практики.


Полностью согласен с Борисом Кагарлицким и разделяю его удивление, когда на конференции марксистов он не услышал ни одного слова о тактике борьбы, о политической ситуации в Украине. Ведь организация, пусть и общественная, создается! И не только для учебы, но и для борьбы. Кстати, об этом очень скромно упоминается в Декларации ОМ.


Кружок по изучению марксизма, похожий на философский факультет в ВУЗе – это уже пройденный этап. Мы не можем возвращаться в 90-е годы XIX века. Это вредно и отчасти реакционно. Пусть какое-то время упущено, но не безвозвратно. Уже сейчас необходимо серьезно подходить к анализу политической ситуации в Украине и мире, находить слабые звенья украинского капитализма и бить постоянно и терпеливо по этим звеньям своей практической деятельностью, используя при этом теорию.


Именно желание заниматься только философской учебой и нежелание организовывать нелегальную борьбу, т.е. революционную практику, у некоторой части членов ОМ и вызывает постоянную критику тезиса о необходимости этой нелегальной борьбы.


Все очень понятно. Нелегальную работу и создание нелегального крыла организации не надо особо пропагандировать. Начиная активную практическую борьбу, люди, обычно, быстро приходят к выводу, что нелегальная работа необходима. Жизнь заставляет! Может быть, поэтому и не хотят некоторые члены ОМ практически бороться? Ведь это опасно. Можно попасть под репрессии буржуазного государства. Появляются лишние «головные боли» - надо создавать какие-то там подпольные организации! А еще, не дай бог, придется становиться героями!..


Нет, лучше уж спокойненько будем заниматься философией, к радости буржуазной власти. А там, смотришь и повезет: выясним, наконец, что же такое «пролетариат»!


*   *   *  


Полностью согласен с Владимиром Морозовым (статья «Заметки по вопросу о соединении теории с рабочим движением»).


Недовольство материальной стороной жизни очень редко ведет к активизации борьбы. Часто все заканчивается жалкими требованиями «прибавки к зарплате» и защитой рабочими «хороших» хозяев от «плохих». Низкий уровень материальной жизни и постоянное сравнение своей жизни с жизнью буржуазии ведет лишь к новому витку жажды потребительства, погоне за деньгами. Это явление приобретает массовые масштабы. Но, как правило, массы не могут достичь вожделенного уровня потребления. И, как результат, начинается моральное и физическое разложение. Пьянство, разврат и т.д. Снимаются все моральные ограничители. Исчезают понятия «плохой» и «хорошей» работы, а вслед за ними понятия «чести», «совести», «долга». «Хорошей» работой становится та, за которую больше платят. Следствием чего является небывалый рост проституции, наемных убийств, наркоторговли.


Психологически люди чувствуют, что такая жизнь не нормальна, существует постоянное недовольство собой. Перманентная депрессия. Накапливается эмоциональный негатив, что проявляется в различных формах скрытой и явной агрессии.


И агрессия охватывает очень большую массу народа. Но, как правило, люди не знают истинной причины появления этой агрессии. Периодически происходит выброс этой агрессии, но направлен этот выброс не на уничтожение причины, а на своих близких, родных, друзей, детей. Именно потому в мире нарастает волна бессмысленного бытового насилия, убийств и т.д.


Постепенно количество этого эмоционального негатива доходит до взрывной точки, критической массы, в народе начинает проявляться психоз на почве ненависти к себе подобным, и мы с ужасом наблюдаем  в одном из уголков мира дикую резню на религиозной или межэтнической почве. Капиталисты почти всегда пользуются этой критической массой агрессии для решения своих вопросов. Первая и вторая мировые войны, выше упомянутые религиозные и этнические конфликты. Мало кто из беснующейся толпы понимает, что капиталисты ловко используют и направляют его ненависть в нужное им русло. Чтобы люди начали понимать, где действительный враг, и в чем причина всех их бед, необходимо наличие в обществе организации профессиональных революционеров.


Не было бы в России большевиков, народ и не понял бы, кто истинный враг, и продолжал бы «бить жидов – спасать Россию». Организация профессиональных революционеров словом и делом показала народу, что причина всех  его бед – в царизме и капитализме. В следствие, чего империалистическая война и превратилась в гражданскую, классовую.


Следует заметить, что не только капитализм порождает культ потребительства, в результате чего происходит накопление агрессии. Те же процессы происходят во всех обществах с товарным производством и товарно-денежными отношениями. Даже при социализме, хоть и медленнее, чем при капитализме, народ начинает поклоняться божеству потребительства, при этом неизбежно деградируя и накапливая агрессию. Выброс этой агрессии мы увидели в конце 80-х в забастовках шахтеров, бунтах студентов и т.д. Все это привело к реставрации капитализма.


*   *   *  


«О задачах марксистов»


К сожалению, 70 лет строительства социализма в СССР практически не изменили психологии рабочих. Согласен с Провозиным. Пролетариат как частнособственнический класс капитализма, владелец своей рабочей силы, таким же, по сути своей, и остался при социализме с его товарным производством, только при социализме рабочий класс стал господствующим, и тем самым реакционным. Сейчас говорить о пролетарской партии нельзя. Надо идти впереди рабочих и говорить об отказе от товарного производства. Постепенно шаг за шагом, но говорить именно об этом.


*   *   *  


«К вопросу о причинах поражения социализма» (Василий Пихорович)


Оппортунизм коммунистической партии – это не главная причина поражения социализма в СССР и других странах социалистического лагеря. Надо в данном случае докопаться до самой сути явления. Можно было бы сказать, что оппортунизм – это одна из причин, но он не причина, а следствие. Причиной оппортунизма компартии, обывательщины в народе, расцвета культа потребительства и деградации советских людей является товарное производство и товарно-денежные отношения.


Отказ от ликвидации этого явления и привел к реставрации капитализма.


*   *   *  


«Заметки к истории буржуазии в СССР» (Илья Романов)


Илья очень красочно показал, к чему привели товарно-денежные отношения в СССР.


*   *   *  


«Главный шаг к коммунизму» (Наталия Кузьменко)


Очень нужные мысли и ссылки на Ленина. Полностью согласен. В управлении, как государством, так и организацией нужно пользоваться целесообразностью и оптимально верными в тот или иной момент методами управления, разумеется, в рамках демократического централизма. Не надо бояться вождизма или диктатуры организации. Главное, чтобы было поступательное движение к Цели.


Вождей, как правило, не выбирают. Их выдвигает масса, осознанно подчиняясь воле вождей. И лишь потом происходит формальное выдвижение в «руководящие органы» путем голосования.


Каким должен быть вождь? Я думаю, все и так знают.


Хочу только вспомнить слова Шолохова о Сталине: «Да, был культ личности. Была Личность, потому был и ее культ».


*   *   *


«Начало Организации Марксистов» (Константин Луговой)


Один из моментов статьи я, честно говоря, не понял. Цитирую: «Ведь известно, что если при революционной ситуации рабочий класс организован и дисциплинирован слабо, если он терпит поражение, то наступает период реакции, когда удержавшаяся власть мстит за свой испуг, в миг отбирая в такие моменты даже самые жалкие признаки демократии и прав рабочих. И тогда все завоеванное приходится завоевывать снова, а это отнимает массу времени, усилий, средств и, может быть, даже рабочих жизней. Этого допускать, естественно, нельзя».


Что это значит? К. Луговой хочет сделать революцию с первого раза, без лишних затрат времени, усилий, средств и жертв??? – Не бывает так! Не ошибается тот, кто не занимается практикой революционной борьбы.


Как определить: достаточно ли организован и дисциплинирован рабочий класс или нет? Методом тестирования? – Нет! Степень организованности и дисциплинированности может показать только восстание. И, в свою очередь, восстание является выдающимся организатором и лучше любых теорий дисциплинирует рабочих.


Дураки были большевики, когда звали на восстание в 1905 году??? И даже когда восстание подавили, и наступила реакция, жертвы, т.е. все то, чего так боится К. Луговой, когда обыватели от социал-демократии заявили, что не надо, мол, было браться за оружие, большевики решительно ответили: «Надо!»


Революцию в белых перчатках не сделаешь. Будут жертвы. Но мы на то и революционеры, что не боимся трудностей и жертв, и сами готовы принести себя в жертву.


От этого мы только опытнее, решительнее и зорче становимся.