«Пропаганда»
Прислано Frankenstein 07 2008 22:45:00
Новый журнал, о котором пойдет речь в статье, так назван не случайно. Чего не хватает современной молодежи – так это качественных материалов по вопросам, непосредственно касающимся ее. Конечно, из глянцевых журналов «для студентов» они уже знают, что жизненно важной проблемой практически каждого студента есть вопрос что надеть, куда пойти вечером, какое пиво пить и какой новый ночной клуб открылся. Особо продвинутые читают о турпоходах, о спортивном экстриме с дорогостоящим снаряжением, о новинках фильмов и книг про Гарри Поттера, о крутых компьютерных играх и прочем «необходимом» для каждого студента. Такими вопросами как «куда катится наше образование» или «как сделать общество лучше», студенты интересуются в порядке исключения. А ведь это касается их непосредственно. Капиталистическая машина делает все для того, чтоб выращивать тупой товар – рабочую силу, создавая условия, при которых у молодежи не возникают мысли.
Ключ к пониманию проблем нашего общества может дать только последовательный анализ производственных отношений, которые лежат в его основании. В основании современного общества лежат отношения купли продажи. Соответственно, весь смысл реформ в области образования сводится к тому, чтобы наилучшим образом приспособить его к этим отношениям. Журнал предназначен для доступного изложения этих сложных вопросов. Делать это, по всей видимости, придется не столько в терминах философии и политэкономии, как простым доступным языком.
Важность образования обязаны понимать не только студенты. Те, кому не посчастливилось попасть в вуз, еще упорней должны стремиться стать всесторонне развитыми людьми, потому что делать это, в отличие от студентов, придется в куда более сложных условиях. Но делать это нужно. Во-первых, это поможет каждому конкретному человеку ощутить себя полноценным и нужным обществу. Во-вторых, это поднимет средний уровень нашего общества выше. Пока в обществе не будет подобного всеобщего стремления, ни о каком преобразовании общества не может быть и речи. Ведь не зря одной из первых задач советской власти оказалась полная ликвидация безграмотности, а это без всенародного стремления никак нельзя было сделать. В итоге советская система образования была самой лучшей в мире. Но не все зависит от внешнего воздействия. Обучай не обучай, пока человек сам не осознает ущербность своего невежества – ничего не получится.
Но даже если важность образования понимают многие, то не многим ясно как его построить. Здесь имеется в виду не только государственная система образования, а и самообразование. Далеко не каждому попадается грамотный педагог, который выводит ученика к вершинам науки и культуры. Многим, даже с высшим образованием, приходится «дообразовываться». Поэтому важно знать, на что ориентироваться.
Интересные мысли о том, как нужно учиться можно найти в работах Э. В. Ильенкова и В. А. Босенко. Несмотря на то, что их деятельность приходится на «позднесоветский» период, но и сейчас их идеи важны как никогда. Например, В. А. Босенко в своей книги «Воспитать воспитателя» почти двадцать лет назад блестяще предсказал последствия разложения советской системы образования и пагубность узкоспециализированного образования, ориентированного не на всестороннее развитие личности и обеспечение условий развития общества, а на сиюминутные потребности производства.
Но именно эта идея лежит в основе так называемого Болонского процесса, который сегодня активно навязывается нашему образованию министерскими чиновниками. Первый номер журнала мы решили посвятить этой, наиболее насущной как для студентов, так и для молодежи в целом, теме. Впрочем, состояние современного образования должно заинтересовать и педагогов-профессионалов. Пресловутый болонский процесс в отечественной системе образовании для многих оказался темной лошадкой. Даже через два года после официального введения реформы у студентов и преподавателей довольно туманное представление о нововведениях. Большинству представляется, что отличие – всего лишь в системе оценивания и сроке обучения. Пожалуй, самым важным показателем для нашего человека является то, что система пришла с Европы. Точнее будет сказать с Америки, ведь, по сути, это американизация европейского образования. Соответственно, кто за Европу и Америку, тот и за болонский процесс, кто нет – тот против.
Мы решили сами разобраться в сути вопроса: что же такое болонский процесс на самом деле. Для начала инициативная группа, которая и составила основу редакции журнала, организовала семинар по проблемам образования, куда были приглашены гости из регионов Украины, ближнего и дальнего зарубежья. Встреча получилась продуктивной: кроме описания и анализа разных систем образования и обозначения проблем, были предложены некоторые пути к их разрешению.
Многие впервые услышали, что представляет из себя английская, американская, германская система образования. С особым интересом были выслушаны рассказ Тома Роллингса об системе образования в Великобритании и Мануэля Лопеса о достижениях образования на Кубе. Мы узнали, как на самом деле воспринимают Болонский процесс в Европе. Оказалось, что в Европе есть т. н. «черная книга болонского процесса», которую пишут сами студенты, что сами европейские студенты, в отличие от наших, гораздо активней борются за свои права.
Свое слово сказали не только студенты, но и преподаватели. Были разные мнения, но все сошлись в одном – нужно действовать.
Материалы этого круглого стола и легли в основу номера. Мы посчитали, что живые рассказы живых людей, испытавших на себе суть описываемого ими образования, будут куда лучше скучных академических статей, написанных «мэтрами» от педагогики. Люди, видящие жизнь из окна кабинета, давно бюрократизировавшиеся и окостенелые, никогда не найдут выхода из сегодняшнего тупика. Даже искать не станут. Поэтому сами студенты и преподаватели должны выработать тактику и стратегию борьбы против уничтожения образования во имя непонятных прихотей рынка, и доверяться здесь лучше своим исследованиям и наблюдениям.
Поскольку в Украине (да и в России) в более-менее мыслящих кругах болонскую систему пока больше боятся и ругают, чем предпринимают какие-то решительные действия, мы решили сделать первый шаг. Ведь кто-то же должен начинать. Если в России хоть как-то борются против одного из проявлений болонского процесса – реформы Автономных Учреждений, то в Украине совсем глухо. Отдельные недовольные (которых, может быть, и не мало, но они не объединены) практически ничего не предпринимают. Людей, видящих полную картину сегодняшнего состояния в образовании, крайне мало, а без них не получится борьбы.
Будем рады всем, кто будет присылать свои материалы, кто захочет сотрудничать с нами, помогать распространять журнал (особенно в России). Будущее молодежи в руках самой молодежи!
Электронная почта редакции журнала: propaganda.red@gmail.com