Размышления о личности и государстве
Прислано Frankenstein 07 2008 22:45:00
Вместо предисловия: «…писал под впечатлением от статей Савченко и Яковенко. …в их словах много эмоциональности. Это, конечно, понятно. Такой всплеск связан с маргинальным положением. Вот только, я думаю, чрезмерная эмоциональность неуместна в деятельности подобного рода. Функционеры-исполнители во многом сами являются заложниками существующего порядка, да и смысла вымещать злобу на частных лицах и структурах - нет.
Революция – не самоцель, а промежуточный пункт, и отношение к радикализму должно быть соответственным. Важна оценка настоящего и понимание целого. Нигилизм должен соответствовать определенному уровню. Большинству гораздо легче внушить его, чем настроить на творчество мышления и деятельности. Я никого не хочу задеть, мне просто очень не хотелось бы, чтоб вы увлекались крайностями. Может, потому, что у меня самого тоже всего этого много…»
Из письма
История человечества в данное время, в данном формате представляет собой набор фактов прошлого, хронику былого, к тому же зачастую искаженную, скрытую и во многом неизвестную. При попытке становления личности и общества важно изучение опыта предшествующих поколений, иначе, исходя из предположения о том, что любой этап в становлении человека или общества представляет собой tabula rasa, мы обречены начинать снова уже пройденное, наступать на одни и те же грабли. Но разве незнание когда-либо останавливало человека? Всегда были, есть и будут люди, которые идут к цели, зачастую намеченной не ими. Идут вопреки существующему порядку и, в то же время, их путь определяется настоящими условиями. В непреклонном постоянстве, в вере, идущей наперекор фактам, в неутомимой деятельности, которую неудача только усиливает и подзадоривает – в этом движении есть что-то великое и, если хотите, безумное. Часто именно эта доля безумия и обеспечивает успех: она будоражит нервы людей, увлекает их. Великий человек, действующий непосредственно, должен в некотором роде быть великим маньяком. Если пристально вглядеться в историю, то нетрудно понять, что не рассудочная логика движет народами, а вера, любовь и ненависть. Рассудок, оглядываясь на былые неудачи, на кажущуюся невыгодность положения, всегда найдет повод отложить развитие. Консерватизм, реформизм, плюрализм – лозунги современности. При помощи них всегда стремятся законсервировать историю, остановить развитие, сформулировать догмы, доктрины, непреходящие истины. При помощи них в общественной мысли пытаются насадить статичное упокоение и примирение с существующим положением вещей. Я со своей стороны проповедую полный разрыв с неполными революционерами – от них на двести шагов веет реакцией. Нагрузив себе на плечи тысячи ошибок, они их до сих пор оправдывают, что является лучшим доказательством того, что они их повторят.
Косность мысли принадлежит религии и доктринерству. Они предлагают упорную ограниченность, оконченную замкнутость, живущую особняком или в своем тесном круге, отвергающим все новое, что вносит жизнь, или, по крайней мере, не заботясь о нем. Реальная истина должна развиваться под влиянием событий, оставаясь верною себе, иначе она была бы не живой истиной, а истиной вечной, успокоившейся от треволнений мира сего в мертвой тишине святого застоя, в глубоком сне бесспорного мнения.
Но можно заметить, что мысль с некоторого времени с каждым годом становится мельче. Мы ограничиваемся в повседневности уже созданными и навязанными нам системами мышления, в которых мысль, вращаясь, создает иллюзию движения, не выходя за однажды установленные рамки. Любителям сравнений стоит указать на интенсивность развития мысли в XIX веке. Какую плеяду мыслителей дали предыдущие поколения, их уровень! – А сейчас… Цель современника – обособленный достаток частного характера, удовлетворение низменных и примитивных желаний, а это признаки регресса мысли. Но в этой ретроспекции - не пессимизм, а указание путей преодоления. Развитие мысли дает основание действию.
Как только человек видит возможность действовать, действие становится для него физиологической потребностью. Пусть оно будет необдуманно, преждевременно, или ложно, ошибочно, но его не может не быть. Любая деятельность становится осознанной лишь в процессе своего развития, в котором люди познают свои ошибки, односторонности, следуют им, отрекаются от них. Привычка формального участия, навязывания своей личной воли и мысли этому процессу не только не способствуют, но и мешают.
Там, где есть движение, нечего бояться и приходить в отчаяние. Неподвижна смерть и труп молчалив. Жизнь не пропала там, где говорят всякую всячину, а там, - где века говорят одно и то же ее нет. Глупо надеяться на сенсационные открытия решений вековых конфликтов до начала интенсификации деятельности. Критика прошедшего и настоящего даст толчок развитию, она необходима и в начале и впоследствии.
В контексте марксистского коммунизма важно не принятие готовых форм, а последовательное движение к намеченному и развитие действия. Люди творят и преобразуют действительность посредством развития теории, в основе которой лежит идея улучшения качества жизни. К тому же печальные прогнозы, данные К. Марксом приблизительно 150 лет назад сбываются, если говорить в нынешних условиях глобализации об общеэкономическом, политическом и индивидуальном положении.
Если рассмотреть как частность вопрос о государстве и его составляющих, то демократия теоретически – оптимальная форма государственного устройства, но практически всегда недолговечна, являясь самой незащищенной формой, при которой узурпация власти происходит незаметно для обывателя. Все государственные системы при всемирном господстве капитала действуют в защиту существующего положения, подавляя и поглощая личность. При этом не важна частная форма государственного устройства. Но говорить об уничтожении всемирного порядка и государственности преждевременно. В сущности, все исторические формы ведут от одного освобождения к другому. То же нужно сказать о государстве. Оно, как рабство, идет к самоуничтожению, но его нельзя сбросить с себя, как грязную рубашку, до создания известных условий.
Государство – форма, через которую проходит всякое человеческое сообщество, принимающее значительные размеры. Оно постоянно изменяется вместе с обстоятельствами и приноравливается к потребностям. Государство везде начинается с полного порабощения лица, и везде стремится, пройдя известные формы, к полному освобождению его. Сословность, например, огромный шаг вперед, как выход из животного однообразия, как разделение труда, необходимого на том этапе становления человека. Уничтожение сословности – шаг еще больший. Каждый восходящий или воплощающийся принцип исторической жизни представляет высшую правду своего времени. И тогда он поглощает лучших людей, за него льется кровь, ведутся войны… Потом он делается ложью и, наконец, - воспоминанием. Государство не имеет собственного определенного содержания – оно служит одинаково реакции и революции – тому, с чьей стороны сила.
В стремлении к определенной цели необходима определенная последовательность действий. Невозможно решение исторических вопросов наскоком. И в данном аспекте государственный вопрос является промежуточным звеном между мировой системой господства буржуазной идеи и институтами, составляющими будущую государственность, основанную на более совершенном способе производства. Всякое движение, развитие предполагает либо регресс, либо прогресс. Между ними нет остановки для укрепления своих позиций. Можно лишь использовать определенное общественное положение для достижения намеченной цели. Отступление от этих принципов возвращает общество назад.
Рассматривая отдельно взятый из цепи последовательно соединенных явлений вопрос, я хотел бы указать на их множество и необходимость анализа целого на примере каждой его частности.
Сложность заключается в постоянно складывающихся противостояниях, возникших вследствие многовекового развития побудительных мотивов правящих и угнетенных классов, конфликтов идеологического и политического характера. Но эта сложность сметается в процессе общественного развития посредством осознания большинством своего положения.