Преодоление как педагогический принцип
Прислано Frankenstein 07 2008 22:45:00
«Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал»… Каждому туристу известно чувство взятия горы. Но важно даже не это – важен подъем. Преодоление. Вершины и – себя. И так бывает во всем – ценно только то, что «выстрадано», что досталось через трудности, через преодоление старого. В эти моменты человек только и становится человеком, ведь каждый раз он таким образом делает еще один шаг вперед – от обезьяны.  
Вот и все – весь смысл становления человека в одной простой формуле – преодоление, выход за пределы.
Остаются мелочи – ответить на вопрос КАК. Какое преодоление и каких пределов? Преодоление ведь тоже бывает разное – можно, например, целыми днями качать мышцы в тренажерном зале или играть в шахматы. Или «моржевать», или учить иностранный язык во сне. Преодоление налицо, а вот  человека может так и не получиться. И, тем более, не получится из таких людей общества.
Мне кажется, что дело в том, что, выходя за пределы, важно все-таки выйти правильно. Выйти в дверь, а не в стену, потому что за дверью есть пространство, куда может быть проложена дорога. А в стене – кирпичи или бетонные блоки, и и пытаться проломить их головой – не очень рациональное занятие. Продуктивным выход за пределы может быть только тогда, когда есть понимание всей предшествующей человеческой культуры, ведь это понимание не сковывает, а, наоборот, освобождает, дает возможность действовать со знанием дела. «Обогатить свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество» - вот как ставит эту проблему Ленин в «Задачах союзов молодежи». Но, добавляет он, «не только усвоить их, но усвоить так, чтобы отнестись к ним критически». А для такого критического отношения нужно быть не просто хорошим специалистом, а еще и человеком, то есть разбираться не только в глазных болезнях или техническом переводе, а еще и в развитии общества.
Тут встают сразу две проблемы современной педагогики. Во-первых, специализация, которая сразу блокирует развития человека во всех областях, кроме одной, а, значит, не позволяет человеку научиться видеть всеобщее. Во-вторых, нагромождение знаний, количественный подход в обучении. Больше прочитать параграфов, больше выучить слов, решить примеров… Количество ведь переходит в качество! Но накопления знаний оказывается мало. И даже больше – оно оказывается вредным, стопорящим развитие, затупляющим человека. Без скачка, то есть перерыва постепенности, невозможен и выход за пределы. Скачок есть перелом качества, выход на новое основание, он и есть сущность преодоления. А без преодоления педагогика, как и любая наука, как и само общество, обречена вращаться по кругу, повторяя уже известные истины.  
          Исходить только из существующего, ведь кроме него ничего больше и нет, но исходить в несуществующее, создавать это несуществующее – вот занятие, достойное человека. Решать те жизненные задачи, которые вчера еще и не стояли. Когда взятие вершин становится нормой жизни, когда трудности не пугают, а мобилизуют творческие силы – тогда только и становишься человеком.
         Но и это еще не предел. Преодолевать себя – это сильно, но это все-таки преодолевать единичное. Сильнее же, хоть и труднее, преодолевать всеобщее, то есть сложившиеся общественные отношения. Мало того, преодоление себя как самоцель оказывается бесплодным, бесперспективным. Преодолевать себя можно, только преодолевая всеобщее. Педагогика должна поставить дело так, чтобы преодоление себя происходило в процессе преодоления старых, изживших себя общественных отношений. Только когда эти «два» преодоления совпадают, они могут быть плодотворными, ведь каждый отдельный человек есть не что иное, как воплощение общественных отношений.