Чапкис - Кассандра революции?
Прислано Frankenstein 07 2008 22:45:00
Кассандра – троянская царевна, дочь Приама и Гекубы. Влюбленный в Кассандру Аполлон наделил ее даром пророчества, но, отвергнутый ею, сделал так, что ее пророчествам никто не верил. Кассандра напрасно предсказывала гибель Трои, опасность, тающуюся в оставленном ахейцами деревянном коне.  
Идея этой статьи принадлежит Григорию Чапкису. Правда, он об этом не знает. В передаче «Танцы со звездами», после фокстрота в исполнении Лободы под казачью песню, Чапкис высказался в том духе, что, мол, какое отношение имеет Фокс к украинскому казачеству? И, вообще, какое отношение имеет к казачеству,  скажем, джентльмен? Меня это замечание задело, поскольку в моем роду – есть и Фоксы, и казачество.
Небольшой экскурс в историю убедил, что по этому вопросу можно спорить. Бесспорным оказалось другое – танцы предсказывают будущее, они чувствуют логику истории. Только для этого знания истории танца или умения говорить языком танца – недостаточно. Необходимо как минимум – «мужество сознания». 
– В глаза смотреть! Правде в глаза смотреть! – Не отворачиваемся! – Всем смотреть! 
Григорий Чапкис – солист ансамбля Вирского, один из лучших танцоров мира. Как Лиепа или Васильев в балете, так и Чапкис – в плясках и танцах. В любом случае, личность в мире – знаменитая. И не просто в мире танца, и не просто в  Украине. Ему аплодировали более чем в 70-ти странах мира. Отметим, что Чапкис – это чисто советский феномен. В свое время – секретарь парторганизации ансамбля, коммунист, но уже не революционер. 
Ему аплодировали и им восхищались Сальвадор Дали и Фидель Кастро. Чапкис также восхищался: «Фидель тогда был самым популярным человеком в мире: молодой, красивый. Любимый своим народом вождь революции». Чапкис умеет ненавидеть: «Они (фашисты, которых казнили) понесли заслуженную кару за Бабий Яр, за все ими содеянное». /Из интервью с Гордоном/.
Чапкис любил и был любимым.
Впервые я услышал о Чапкисе – будучи студентом Киевского университета и занимаясь в художественной самодеятельности, где уроки политес преподавала Ферро. Ансамблем Вирского,  мы  – самодеятельные танцоры – восхищались….
Чапкис на то время, средина 80-х,  живая легенда. Правда – эгоизм молодости, живые легенды нас интересовали мало.  Мы больше интересовались библиотекой Вернадского и девушками.
Поэтому, любуясь танцами звезд, переживая за Нелипу, поражаясь человеку-машине, технике Подкопаевой, откровенно вытирая слезы смеха от шутовства Скрипки, я совершенно не задумывался о Чапкисе, пока тот не высказал точку зрения, что и Фокс и джентльмен – не имеют к казачеству никакого отношения. Оно всегда так: когда – безразлично, тогда не задумываешься. А здесь чисто личное.
В нашей семье, с деда прадеда все – Фоксы, Габруки, Яворские, Слюсари – казаки. Донское, Запорожское и Побужское казачество.  Мой макеевский прадед – Яворский – перешел на сторону Красной Армии вместе с начальником генштаба Русской армии, генералом Брусиловым и воевал в Конармии вместе с Бабелем.
Мой радзивиловский прапрадед Фокс каким-то макаром  попал на Буг, оставив при этом семью.  Был ли в таком случае Фокс джентльменом? Не берусь судить.
А был ли джентльменом, основатель Запорожской Сечи казак Байда, потомок великого князя Литовского Ольгерда Гедиминовича, уроженец Вишневца с Тернопольщины, гетман Запорожского казачества,  князь (принц) Дмитрий Вишневецкий? 
Был ли джентльменом, его племянник – Иеремия Вишневецкий, кат украинского народа, подавлявший «огнем и мечем» восстания под предводительством гетмана Запорожского казачества Богдана Хмельницкого. Кому из них откажешь в джентльменстве?
Впрочем, был ли джентльменом американский актер, носитель проклятого христианской церковью лицедейского ремесла Артур Каррингфорд, придумавший в 1914 году фокстрот. Фокс с Тротом – гласили афиши. Дело в том, что Артур, взял псевдоним и назвал танец в честь своего деда Фокса, а Трот – изначально военный термин для описания конной походки /http://www.ftsso.dance-world.ru/history/foks.htm/ или  http://www.dancelife.ru/History/foxtrot.htm. И вообще, были ли родственниками наши деды и прадеды? Не имею малейшего представления, хотя пути господни неисповедимы.
Но поскольку мои предки были украинскими лыцарями, что аналог английского джентельмен, то почему я должен отказывать в джентльменстве, хотя и американскому лицедею, но все же однофамильцу моего прапрадеда Артуру Каррингфорду (Фоксу), а тем более – легендарному Чапкису.
Но что видит в истории казачества танцор Чапкис?  Самое большее – это гопак, прекрасный танец казаков – разбойников, все остальное для него – историческая бутафория.
Что просмотрел коммунист Чапкис?  То, на что обратил внимание его коллега по партии  Карл Маркс, цитирую не дословно: «В то время как в Европе господствуют деспотия и абсолютистские монархии, украинцы демонстрируют всему миру уникальное общественное образование – Военную Христианскую казачью Демократическую республику – Запорожскую Сечь». /См. «Хронологические выписки»  К.Маркс. Избранные произведения.  М. 1933 год/.
В основе деятельности, казачьей  республики лежит самодеятельная вооруженная организация населения и прямая демократия, которая продемонстрировала миру абсолютные образцы культуры и политики. От первой в мире конституции до интернационализма – сечевыми казаками были как немцы, так и евреи, как украинцы так татары и др., при условии принятия православия и устава.
Впервые в мировой истории Сечь вводит всеобщее светское образование. http://orthodox.is.lviv.ua/news/conferenc/pochaiv/d_zapors.htm. И это – Христианская республика. Как это смотрится на фоне попыток введения религии в школах Украины? Образование, включая высшее, на Сечи – за счет Войска Запорожского.  При этом – бесплатные обеды для преподавателей и учеников.
Чем не пример для подражания? Советы смогли это сделать. А современная буржуазная Украина усиленно копирует западную систему образования. В украинских учебниках английского языка еще записано, что в Англии ученикам дают традиционную кружку горячего молока. Да. Так было много лет. Маргарет Тэтчер, на которую молятся наши либералы, традицию отменила. И это в Англии, стране традиций…. Так что дело не в тестах и рейтингах, дело в разделении труда и доходов. Зачем лишние расходы?
Так что если исторические аналогии уместны, то чьи традиции мы продолжаем? Князя,  казака, основателя Запорожской Сечи Байды Вишневецкого, или его племянника, ката украинского народа, князя Яремы Вишневецкого?
Ведь точно так же, как «в каждой культуре две культуры, в каждой нации – две нации», в каждой нации – две традиции. 
И эта трагическая коллизия, проходит не только через одну семью или делит общество на классы. Это разделение проходит через личность каждого. Поэтому превращение коммуниста, легенды танцев в «мальчика по вызову» (так иронично отозвался о своем амплуа в интервью с Гордоном Георгий Михайлович, который подрабатывает, танцуя в ночных клубах), такой же.
Факт, как превращение Компартии Украины  в мальчика по вызову Украинской национальной буржуазии. То же и в России.
Коммунисты Украины, забыв о революции, заключив союз с буржуа, упорствуют в своих заблуждениях и ошибках. Стремления – хорошие, а что делать и как делать – ни малейшего понятия. Максимум на что хватает ума – это пытаться действовать теми же методами, которыми действуют буржуа – реформами в рамках парламентского кретинизма. Результат один – самообман и обман трудящихся.
Единственный кто – это Чапкис, отплясывая танцы Кассандры на корпоративных вечеринках, предсказывает революцию.  
О чем речь? Лет  200 тому назад, в конце XVIII в. Париж трижды восставал, пока Великая Французская революция не зажгла пожар революций в Европе. Буржуа, казнив императора Людовика и его семью, потребовали:
– упразднения сословных привилегий;
– отделения церкви от государства;
– национализации и  передачи церковных имуществ в распоряжение нации;
– отмены наследственного права;
– охраны памятников и произведений искусства;
– установления твердых цен, в том числе на зерно;
– введения продотрядов для снабжения населения продовольствием;
– введения всеобщего максимума (доходов);
– социальной справедливости;
– свободы;
– равенства;
– братства.  
Знакомая история. Правда?  Когда просматривал хронику Французской революции, бросилось в глаза именно – установление твердых цен, в том числе на зерно, и введение продотрядов для снабжения населения продовольствием.  Логика революции, класс против класса. Буржуазия против феодального сословия: дворянства, церкви и крестьянства. Революционная буржуазия не заинтересована в сохранении феодальных сословий. И не только дворянства, но и всех остальных – крестьянства, духовенства. Чтобы выжить и устроить мир в соответствии со своими идеалами, революционная буржуазия  действовала гильотиной и штыком, как пролетариат России в гражданскую и коллективизацию.  
Так что сто раз прав господин Солженицын, когда описывает зверства пролетариата во времена продотрядов и коллективизации, но совершенно не прав, когда утверждает, что это атрибут тоталитарного коммунистического режима.  
Продотряды и коллективизация – атрибут революционной буржуазии, который достался пролетариату России в  наследство вместе с остатками феодальных сословий: дворянства и крестьянства, – это трагедия революции. Это результат неразрешенных противоречий Французской революции, задача-минимум которой – победа буржуазии во всей Европе – так и не была выполнена. 
… не выиграл Наполеон войну с Россией, не уничтожил феодальное сословие. И декабристы – победители Наполеона, герои Отечественной войны 1812 года, выступившие против «царя и отечества», потерпели поражение. «Слишком далеки они были от народа». 
Более того, сама революционная буржуазная Франция, в муках, отхаркивая кровью и нанизывая на свои штыки младенцев, родив кодекс Наполеона, по которому живет и поныне, потерпела поражение. В Европе надолго установилась реакция. 
15 сентября 1815 года в Париже  был основан Священный союз. Союз монархов России, Австрии и Пруссии к которым после реставрации монархии присоединилась Франция.  Цель членов «единого народа под именем христианской нации» – охранять в Европе религию, мир и справедливость. Лидер союза – австрийский канцлер Меттерних, «защитник трона, алтарей и отечества». Нечто вроде сегодняшнего НАТО. 
Меттерних грамотно проводил реакционную политику сдерживания, направленную на сохранение феодальных отношений в Европе. Одним из средств, которым он совершенно сознательно воспользовался, были танцы, а именно – проект «вальсы Штрауса».  
«Пускай лучше танцуют вальсы (в то время – вульгарные танцы), чем думают о революции». Еще в 80-е, у меня была возможность познакомиться с исследованием на эту тему, тогда еще студента Александра Дулебы, а сейчас директора института «Политика» в Братиславе. Сейчас Саша  ратует за расширение демократии и НАТО на восток…. Будем надеяться, что рукописи не горят…
Но помогла ли феодальному сословию политика сдерживания Меттерниха? Нет. Только усугубила противоречия.  
Буржуазии Франции понадобились революции 1830, 1848-49 и, наконец, 1870-71 года, в том числе, помощь Парижских коммунаров, чтобы скинуть с себя оковы феодального строя. При этом полуфеодальными оставались Германия, Австрия и Россия – учредители Священного союза 1815 года.
Через столетие, кровавыми слезами первой мировой войны 1914 года, отольются народам Европы  «вальсы Штрауса» и противоречия, не разрешенные Французской революцией. В те годы время буржуа как революционеров – закончилось. Какая там революция! Патриотизм, война до победного конца.
Поезд приехал, в стойле остановка. Ребята зажрались.
Для буржуа стало все очень просто: "в ближайшем будущем наша возьмет", будет "порядок", и все – по-старому; гражданский долг заключается в том, чтобы беречь добро и шкуру; пролетарии – "мерзавцы"; слово "товарищ" - ругательное; свое уберег – и сутки прочь: можно и посмеяться над дураками, задумавшими всю Европу взбаламутить, потрясти брюхом, благо удалось урвать где-нибудь лишний кусок.
С буржуа  уже не поспоришь, ибо дело их – бесспорное: брюшное дело.  "Полупросвещенные" или совсем "непросвещенные" люди; слыхали они разве только о том, что нахрюкали им в семье и школе./Блок/. Буржуа уже было что терять. В отличие от пролетариата, сделавшего заявку революцией 1905 года  в России.
1914 год. Прошло всего сто лет  после организации Священного союза.   
1914 год. Открылось последнее убежище негодяев – началась мировая война. Европа занята тем, что удобряет землю миллионами трупов своих солдат.
1914 год. Наследница Священного союза – Америка, вместо короля вальсов Штрауса, демонстрирует  нового короля танцев. Появляется фокстрот, на что обратил наше внимание Чапкис….
1914 год. Европа снова беременная революцией, а буржуа становятся кем угодно: демократами, патриотами, либералами, социал-демократами и т.д., но не революционерами – перекладывая на плечи пролетариата свою недоделанную работу.
Теперь уже революционная пролетарская Россия, «жжет города, и мясо белых братьев жарит»/Блок/, рождает Советы рабочих и крестьянских депутатов, а реакционная буржуазная Америка, наследница «Священного союза», защитница демократических прав, свобод и отечества, вместо вальсов Штрауса «танцует фокстрот» Каррингфорда и организует Интервенцию буржуа 14 стран в советскую Россию.  
Мировым экономическим кризисом, «трудовыми лагерями» (через трудовые лагеря в США в 30-е годы прошло около 20 млн. человек, в СССР – не меньше), в конце концов – душегубками второй мировой отзовутся противоречия, не разрешенные пролетарскими революциями в России, Германии и Венгрии.
Да, пролетарская революция, начавшаяся в России с Октябрьского переворота,  потерпела поражение, как в свое время Великая французская буржуазная революция. Но незаконченная  история рано или поздно потребует своего завершения.
Да, в мире установилась реакция. Но эпоха реакции – дело объективное и от нас независящее. Это результат «иронии истории». Деятельность наших предшественников в угоду  сиюминутной выгоде привела к результатам, противоположным тем целям, которые они ставили перед собой. Именно оппортунизм (оportunus – удобный, выгодный) коммунистов (социалистов, социал-демократов), забвение конечных целей движения ради сиюминутного успеха – причина поражения революции. 
Но самое страшное в эпоху реакции – это деморализация масс. За эти двести лет буржуа кое-чему научились. И не только танцевать или покупать самых способных из коммунистов, превращая их в своих идеологов.
Главное, в чем буржуа преуспели – в деморализации масс и искусстве манипулирования стихийными выступлениями. Из личной жизни каждый знает, какое преимущество ты получаешь, втягивая противника в свою собственную игру, а тем более, когда это можно вызвать искусственно. Пример – сегодняшний «гапоновский майдан» или бархатные революции.  
А еще надо добавить умение преподнести все прелести буржуа, которые действительно  видны в метрополиях. И искусство скрывать все мерзости, все варварство, все неразрешенные противоречия, которые, как правило, проявляют себя  на периферии. В искусстве деморализации буржуа используют, не прощая ничего и никому, любую гримасу истории, которая говорит против коммунизма. Они научились внушать массам боязнь коммунизма, даже отвращение к нему. Так называемый антикоммунизм был бы вздором, не стоящим опровержения, если бы его влияние ограничивалось только национально или либерально настроенной интеллигенцией. 
Но крот истории роет неутомимо. После поражения Октябрьской революции, пережив еще одну «преданную революцию», «Дикі танці» и революционно настроенный майдан, Украина демонстрирует новый мировой паркетный проект. Участвуют все – и Россия, и США, и Европа. Танцуют не только вальс или фокстрот, танцуют лучшие танцы народов мира, в том числе и латиноамериканские. Танцуют прекрасно, с вдохновением: как будто чувствуют, что у них за плечами стоят призраки Великих революций. Не хватает только восточного танца живота. Но это понятно: стремительно развиваясь, Восток пока переваривает Будду и Магомета. Да и после Насера и Ганди у них пока нет своего Че Гевары, ни своего Чавеса; одни Бен Ладены. 
У нас тоже пока нету своего Чавеса. Но у нас уже есть Чапкис – Кассандра революции. 
На одном полюсе – революционная периферия, с коммунистической Венесуэлой и Чавесом, на другом –  реакционная буржуазная метрополия с проектом Би-Би-Си – «Танцы со звездами» и войной в Ираке.
И речь идет не только о революционной периферии. Неразрешенные противоречия проявляют себя и в метрополиях.  Прошлогодние события во Франции, урезание социальных гарантий в  Германии и США,  возврат от бесплатного к платному образованию (Болонский процесс) и платной  медицине (страховая медицина) по всей  Европе. Процесс пошел.    
И кто рассудит? Судьи кто?  Кто берется предсказать последствия неразрешенных противоречий между трудом и капиталом, когда мировой рынок, торгуя таким товаром, как совокупный  мировой пролетариат, уже дает себя знать не только в Гондурасе, но и в самой захудалой деревне Сумской или Тернопольской области. 
Кто надеется остаться в стороне? Иллюзионисты!
Поэтому нельзя, как к фабрике похудения,  так несерьезно относиться к проекту Би-Би-Си «Танцы со звездами». Этот проект – явление феноменологичное, имеющее как свою предысторию (вальсы Штрауса и политику Меттерниха) так и логику: только запахло революцией – танцуют все.
«Проницательный читатель» скажет, что приведенные выше доводы сомнительны…. 
Что ему ответить? Любі мої друзі, пацани, леди и ляди, товарищи из КПУ и СПУ,  щире українське панство – это всегда так первые сто лет, пока не поймешь. «Кто более матери истории ценен?». – Мы говорим Чавес, подразумеваем Чапкис, мы говорим Чапкис, подразумеваем – Ленин, – «капитализм перешел в эпоху пролетарских революций».
Не забывайте: «У буржуа почва под ногами определенная, как у свиньи навоз: семья, капитал, служебное положение, орден, чин, бог на иконе, царь на троне. Вытащи это – и все полетит вверх тормашками.
У интеллигента, как он всегда хвалился, такой почвы никогда не было. Его ценности невещественны. Его царя можно отнять только с головой вместе. Уменье, знанье, методы, навыки, таланты – имущество кочевое и крылатое. Мы бездомны, бессемейные, бесчинны, нищи, – что же нам терять?» /Блок/.
Тем не менее, интеллигенту свойственно заблуждаться и продаваться, он всегда ищет покровителей и меценатов. Но человека искусства выдают его чувства – интеллигенция чувствует и предрекает бурю, сама того не понимая.
Троянцы поплатились, не поверив Кассандре. Кассандру постигла та же участь. Не станет интеллигенция на сторону пролетариата, и дальше будет мальчиком по вызову у буржуа, отплясывая на вечеринках. Расплата – бунт. «Надменное политиканство – великий грех. Чем дольше будет гордиться и ехидствовать интеллигенция, тем страшнее и кровавее может стать кругом»/Блок/.
Станет интеллигенция на сторону пролетариата, обеспечит авторитет пролетариата /гегемонию/ в обществе  – буржуа уйдут с умом. Мирным путем.
Есть возражения? Нет. Молчите?  Прав был Фучик, что с молчаливого согласия безразличных – все мерзости в мире.
Не согласны? Аргументируйте. Караул устал. Только свой последний аргумент – «не следует начинать» – оставьте для беспозвоночных. Приведите более убедительный.
И запомните. Кто начинает – может проиграть. Кто ничего не делает – уже проиграл.