Просверлить голову, чтобы рассмеяться или Ещё один тупой фильм
Прислано Frankenstein 07 2008 22:45:00
«Борат» (США, 2006)
Режиссёр Лэрри Чарльз
Сценарий: Саша Барон Коэн
В ролях: Саша Барон Коэн, Дэниэл Кастро и др.
Один мой приятель, критик московского глянцевого журнала, как-то посетовал за рюмкой чая: «Обязательно посмотри «Борат» и не пожалеешь за бесцельно прожитые минуты сеанса, ведь фильм-то запрещён к показу в российских кинотеатрах!» От таких слов у меня сработал инстинкт тяги к «запретным плодам» и, вооружившись стами рублями, я купил сие «адамово яблоко» в первой попавшейся по пути кинематографической лавке. За «бесцельно прожитые минуты сеанса» действительно не было «мучительно больно», только ореол «социальности» и «запретности» ленты как-то сам по себе рассеялся. Вдобавок возник вопрос: нафига было запрещать этот фильм в России, где в кинотеатрах гоняют ленты гораздо жёстче в плане «социалки» или «аморалки»?
Сюжет картины разворачивается в казахском городе Кушкек. Главный герой — Борат Сагдиев — «гарный казахский хлопец», сексуальный маньяк с соответствующим набором тупых шуток, держащий корову (настоящую!) в спальне, умственно-отсталую жену на подворье («А это мой жена; она тупой»), сестру-проститутку, отличившуюся на сём поприще почти олимпийским кубком, соседа Нурсултана, которого никто не любит, а также сына, но это не важно. Сагдиев работает тележурналистом и однажды он отправляется в США, снимать фильм про их образ жизни и общественное устройство. Потому что «Казахстан хороший страна, большой. Но есть проблемы: политический, экономический и евреи».
Приехав в штаты, Борат видит по телику Памелу Андерсен, влюбляется в неё, меняет маршрут своего пребывания и предпринимает попытку жениться на ней по всем канонам казахского бракосочетания с кражей невесты и запихиванием в мешок. По ходу событий, Борат раскрывает, как предполагают авторы фильма, весь букет казахского «национального духа», будь-то антисемитизм, грязные шуточки и нелепые поступки.
В общем, почти всё, как написано на обложке фильма: «Если вам не покажется смешным этот фильм, можете достать дрель и просверлить себе голову». Мне не пришлось делать себе трепанацию посредством строительного инструмента, потому что «Борат» действительно смешной фильм, хотя бы по тому, как американцы передают образы. Казахстанская глубинка, например, проиллюстрирована антуражем Румынии (именно здесь проходили съёмки казахской «действительности»), ни один из героев внешне ни на грамм не похож на казаха, музыкальное сопровождение ленты тоже соответствующее — саундтреки исполняют цыганские ансамбль «Fanfare Ciocarla» и оркестр Горана Бреговича, знакомый по многим фильмам Эмира Кустурицы.
По большому счёту, американцы могли составить подобный trash-cocktail про любую страну. Особо мудрствовать не надо, вспомнить хотя бы фильм «Гражданин Икс» про Чикатило, где поздний СССР представляется эдакой суицидальной кунсткамерой, а по улицам бродят голодные изможденные граждане, готовые за еду или выпивку на что угодно.
Про социальность «Бората» и говорить не приходится: те проблемы и человеческие пороки, раскрываемые в ленте — не более чем попытка представить Казахстан пещерной банановой республикой с одичавшим населением, нуждающимся в «цивилизаторстве» извне. Из какого «вне» — понятно. Данный мессидж картины расставляет всё по своим местам. «Банановая республика», о местоположении или даже о существовании которой в U$A знают весьма скудно, никогда самостоятельно не встанет с колен, пока не придут «большие братья» и не научат «правильному образу жизни». Хотя в эпизоде с выступлением на стадионе звучит и антиамериканистская нотка, когда Борат говорит собравшимся бюргерам, ковбоям и прочим «примерным покупателям»: «Мы поддерживаем ваш террор», после чего поёт на мелодию американского гимна песенку про Казахстан как лидера экспорта навоза, чем вызывает сначала эйфорию, а затем массовую истерику и обструкцию, которой подвергла «неполиткорректного певца» публика.
Проблемы у Казахстана, конечно, есть, но только вот о них и их корнях в «Борате» не говорится ни слова. Потому что проблемы эти связаны с тотальной приватизацией народного хозяйства, узурпацией власти узкой группой «баев» и, как следствие, тотальным угнетением народных масс, вплоть до массовых выселений рабочих и применения погромов. Проблемы, которые послушный обыватель империалистической метрополии именует «сложностями развивающихся экономик», а «Борат» рассчитан на эту аудиторию. Если бы в фильме говорилось словами широко известного в узких кругах казахского певца Владимира Белканова о том, «как умирают люди в мирное время от эпидемии чумы», «как продаётся родина кредиторам легко нарасхват», или «как погибает мудрость народа в суете дней», то «people бы не схавал», вдобавок запинав ленту критикой в стиле «вы против мирового экономического порядка». Поэтому легче снять удобоваримый trash с антисемитскими байками. Они (о ужас!) воспринимаются «цивилизованным миром» лучше, чем отражение суровой реальности.
В общем, «Борат» вполне вписывается в парадигму «тупых американских фильмов, рассчитанных на массового потребителя», только в данном случае — «тупых антиамериканских фильмов» американского производства.