Среди советских философов трудно найти другого такого философа, деятельность которого столь многогранна и результативна, как деятельность Ильенкова. Философия, логика, психология, педагогика, эстетика – это неполный перечень отраслей знания, в которых он не просто был специалистом, а совершил определенный прорыв, заложил основы нового подхода к решению их основных проблем.
Он вслед за классиками марксизма развивал теорию и делал понятным это учение для своей исторической эпохи. При этом не было упрощений, напротив, он простым языком раскрывал очень сложные проблемы. Он подавал проблему максимально целостно, во всеобщей взаимосвязи, так, что читателю кажется, что здесь разбирается не только конкретная проблема педагогики, психологии, логики, эстетики, политэкономии или естествознания, а все проблемы сразу.
Что же позволяло Ильенкову так многогранно раскрывать действительность, в любой из отраслей оказываясь на самом передовом уровне? Что лежало в основе Ильенковского универсализма? Представляется, что таковым было глубокое понимание им экономического учения марксизма.
Политэкономия анализирует производственные отношения, человеческую деятельность. Ильенков прекрасно разбирался в вопросах этой науки, поскольку проблеме деятельности он уделял особое внимание. Общественная деятельность и есть условие становления сознания, как отдельного индивида, так и сознания всего общества. Едва ли не основная заслуга Ильенкова в том, что он не остановился на привычной констатации роли труда в превращении обезьяны в человека, а исследовал, какую роль играет труд, «совместно-разделенная деятельность», в «превращении человека в человека». Предметно-практическая деятельность в жизни отдельного человека играет ту же роль, которую труд играет в становлении человека вообще: развитие индивида повторяет в снятом виде развитие общества, и степень его развития зависит от того, насколько многогранна деятельность, в которую он включен в качестве деятеля. Для превращения человека периода предыстории в настоящего человека ему нужно создать нормальные условия развития. Под нормальными Ильенков понимает «условия, внутри которых индивиду предоставлены и обеспечены (как материально, так и морально) все возможности доступа к сокровищам человеческой культуры, в активном овладении которыми впервые возникает, формируется и совершенствуется психика»[1]. Но чтоб обеспечить такие условия, нужно, прежде всего, решить экономические проблемы, преодолеть не только частную собственность, но и ее пережитки.
Интерес Ильенкова к искусству, эстетике, музыке неразрывно связан с философской работой над проблемой идеального. Не поняв роль идеального в становлении человека, вряд ли можно было так блестяще исследовать социальную природу мышления. Даже самый первый шаг в области «идеального» – чувственное созерцание непосредственно связан с человеческой деятельностью. «Даже звездное небо, в котором человеческий труд реально пока ничего не меняет, становится предметом внимания и созерцания человека лишь там, где оно превращено обществом в средство ориентации во времени и пространстве, в «орудие» жизнедеятельности общественно-человеческого организма» [2]. В Древнем Египте по положению звезд определяли
разливы Нила, а мореходы по звездному небу – правильный путь. Но не только такие чувства, как зрение и слух даются в деятельности, но и такие как интуиция, красота, и даже любовь. Любые чувства рождаются в процессе деятельности, но чтоб это понять, нужно рассматривать общественную деятельность в ее историческом развитии, а не просто в тех или иных частных проявлениях.
Умение выражать деятельность в логике движения категорий Ильенков во многом взял у Гегеля. Он отстаивал гегелевскую логику перед позитивистами, которые тогда «правили бал» не только в науке, но и в философии, не только в заграничной, но и в советской. Они, не желая понять гегелевскую логику, упрощали ее до абсурда и на этом основании отбрасывали. Но для мышления гегелевская логика необходима. К сожалению, большинство ученых разделяло тогда и разделяет сейчас позитивистскую мысль о том, что «загадка мышления» кроется в специфике строения головного мозга, который они представляют себе в виде этакого совершенного «запоминающего устройства».
Ильенкова очень беспокоило, что в нашей школе научают многознанию, а не уму. Это беспокойство вылилось в многочисленные работы, как по педагогике, так и по гносеологии. Его совет прост: обучать нужно, не изолируя от жизни, а максимально включая детей в настоящие производственные отношения, давая при этом не столько знания, сколько умение.
В то же время, воспитывая человека, ему нужно давать лучшее из мирового искусства, ведь искусство – это все наилучшее из человеческой деятельности, ее история и логика. Ильенков писал, что «развивая эстетические потенции человека, культуру и силу воображения, искусство тем самым увеличивает и вообще его творческую силу в любой области деятельности» [3].
Универсальность подхода Ильенкова заключается в его методе. Внимательно изучив Гегеля, он вслед за Марксом, взял из его идеализма метод восхождения от абстрактного к конкретному, применение которого позволяет показывать вопрос максимально целостно, как показано движение товара в «Капитале». И это не только внешняя аналогия, но и отражение того факта, что все многообразие форм человеческой деятельности, в конечном счете, обусловлено способом производства условий человеческой жизни. А поэтому без понимания закономерностей развития общественных производительных сил и порождаемых ими производственных отношений не могут быть поняты те или иные формы человеческой культуры.
_______________________________________
1. Ильенков. «Психика и мозг». «Вопросы философии», 11 (1968), с.151
2. Ильенков. Диалектическая логика: Очерки истории и теории.2-е изд., доп. М., Политиздат, 1984. с.167-168
3. Ильенков. «Об эстетической природе фантазии», «Панорама». Ежегодник. М., 1967, с. 41