Памяти Валерия Алексеевича Босенко
Прислано Frankenstein 07 2008 22:45:00
Сегодня в четыре часа утра ушел из жизни Валерий Алексеевич Босенко. Впрочем, слова «ушел из жизни» в данном случае не очень уместны. Жизнь философа вовсе не прекращается, когда перестает биться его сердце. Ведь философ живет не своей собственной жизнью. Он живет жизнью своей эпохи. Философия есть квинтэссенция духа эпохи, - говорил Гегель. Валерий Алексеевич Босенко был одним из немногих философов, которые сумели ухватить и выразить в понятиях дух такой сложной, противоречивой эпохи, какой был социализм. И это не просто слова, которые положено говорить в некрологах. Подтверждение этих слов в том, что интерес к их работам сохраняется до сих пор. Немного найдется советских философов-марксистов, книги которых бы переиздавались после перестройки. Лукач, Ильенков, Лифшиц – пожалуй, все. А также – В.А. Босенко. В 2001 году вышла «Всеобщая теория развития», в 2006 – «Воспитать воспитателя». Сейчас готовятся к изданию «Диалектика скачка и взрыва» и сборник статей.
Остаться жить в своих книгах – это, несомненно, большая честь для любого писателя, а для философа – особенно. А тот факт, что востребованным в это смутное время оказывается творчество философа-марксиста, материалиста, диалектика – говорит о его величайшем таланте.
Но Валерий Алексеевич Босенко оставил после себя не только замечательнейшие книги, по которым еще не одно поколение молодых людей сможет приобщаться к диалектике, к марксизму, знакомиться с самыми передовыми педагогическими идеями. Самая мудрая, самая диалектическая книга остается мертвой, если утеряна традиция диалектического мышления, способность понимать мысли великих людей. Валерий Алексеевич Босенко сумел найти способ, как не дать прерваться этой традиции. Он разработал и внедрил в жизнь метод «проблемных групп».
Впрочем, слово «разработан» здесь не очень подходит. Поскольку метод не разрабатывался в обычном понимании этого слова, он не является продуктом теоретического конструирования с последующим внедрением его в педагогическую практику. Наоборот, он родился из самой этой практики, постепенно сложился в стройную систему, со своими закономерностями, традициями, достаточно многочисленными последователями. Появление самых первых элементов этого метода сам В.А. Босенко связывает с именем одного из самых первых и, пожалуй, самых знаменитых своих учеников – А.С. Канарского. Будучи еще студентом-старшекурсником этот будущий классик советской эстетики собирал вокруг себя первокурсников и читал им целые лекции по диалектике, таким образом повышая свою «квалификацию», а заодно и расширяя кругозор своих младших коллег. Нужно обратить специальное внимание, что это было не просто «болтовня» на околофилософские темы с целью поразить еще мало разбирающихся в философии первокурсников своей эрудицией, что вовсе не является редкостью в среде студентов-философов. Это были самые настоящие лекции, к которым Канарский вполне серьезно готовился, и которые отличались от обычных разве что тем, что он никогда не читал их с бумажки, как это делало большинство преподавателей, а проводил в манере живого общения. Такого рода лекции не были никак предусмотрены ни расписанием, ни учебным планом, а организовывались поначалу на самых авантюрных основаниях. Канарский в начале учебного года просто заходил на перерыве в аудиторию к первокурсникам и, не особо афишируя, что он всего-навсего старшекурсник, очень серьезно объявлял им, что в такое-то время в такой-то аудитории состоится лекция для них по такой-то теме. Еще не совсем разобравшиеся в местных порядках первокурсники, как правило, приходили и очень внимательно слушали. Позже они втягивались и продолжали посещать эти импровизированные лекции, даже когда узнавали, что их разыграли.
В.А. Босенко, будучи научным руководителем кандидатской диссертации Канарского, высоко оценил изобретенный им метод и начал настойчиво рекомендовать такой способ (имеется в виду не авантюрная форма, а творческое содержание) совершенствовать свою философскую подготовку своим аспирантам и студентам. Эта агитация дала свои результаты. Они сказались не только в том, что почти все аспиранты Валерия Алексеевича и многие старшекурсники старались практиковать в стиле Канарского, но и в том, что к середине 70-х годов на философском факультете КГУ возник очень крепкий студенческий кружок, который взял себе необычное даже по тем временам название «Диалектика, человек, коммунизм». Его ядро составило около 15-20 человек. Участники кружка регулярно собирались для того, чтобы обсуждать прочитанную литературу, устраивали публичные дискуссии. Со временем на факультете стали устраиваться так называемые «Дни науки» – широкие студенческие научные конференции, апофеозом которых был «Конкурс экспромтов», на самом деле представлявший собой конкурс заранее подготовленных пятиминутных выступлений по наперед объявленной теме. «Изюминкой» его было то, что в нем на равных принимали участие и студенты, и аспиранты, и преподаватели. Судьями были все присутствующие, которые тайным голосованием определяли победителя. Нередко первое место мог занять какой-нибудь хорошо подготовленный второкурсник, а декан оказаться где-нибудь на третьем-четвертом.
Эта идея понравилась очень многим руководителям вузов и кафедр. Членов кружка даже приглашали для того, чтобы поделиться опытом, в другие города СССР.
Следующим этапом в развитии его метода стало появление той формы, которая, собственно и получила название «проблемных групп». В начале 80-х годов Валерий Алексеевич Босенко начал практиковать выработанные в кружке методы работы в обычном учебном процессе. Студентам потока, на котором он читал курс диалектического материализма, он предлагал разделиться на группки по 5-7 человек (в группки должны были входить все студенты, но состав их должен был обязательно формироваться по принципу добровольности, а не назначаться преподавателем). В эти группки назначались руководители из числа самых способных студентов, уже прослушавших этот курс и с которыми в свою очередь занимались аспиранты. Раз в неделю эти группки собирались, как правило, в общежитии, поскольку подавляющее большинство студентов проживало там, и самостоятельно обсуждали вопросы предстоящего семинара. Сами семинарские занятия официально проводили аспиранты В.А. Босенко, но нередко их заменяли старшекурсники из числа членов кружка. Притом, занятия они могли вести группой в три-четыре человека.
Контроль знаний в этой системе практически отсутствовал как формальная процедура, в том смысле, что оценки на семинарских занятиях не проставлялись. Контроль складывался как бы сам собой и носил сугубо демократический характер. Основу его составляло чувство ответственности перед коллективом, поскольку на семинарах отвечали не каждый сам за себя, а от имени проблемной группы. Естественно, что в таких условиях сразу возникало соревнование между «проблемками», как их называли сами студенты. Важное значение имело и то, что основная работа происходила не на семинаре, а во время работы «проблемной группы» в общежитии и «контролером» там был не преподаватель, которого студенты, хочешь или не хочешь, считают «чужаком» и вполне могут обмануть. В «проблемке» же руководит свой брат-студент, которого обманывать неудобно, да и перед товарищами выглядеть дураком не очень хочется. Что же касается экзамена, то там контроль был более чем строгий. Обязательно присутствовали и руководители проблемок. Формально они принимали экзамен вместе с Босенко, но фактически получалось так, что экзаменуют в первую очередь их, как они справились с порученным делом.
Нужно обязательно принять во внимание то, что эта система работала на фоне заслуженной «славы», которая окружала кружок «босенковцев», поэтому практически все студенты считали честью хотя бы на время приобщиться к достижениям этого сообщества.
Таким образом, складывалась определенная пирамида. Профессор работает с аспирантами. Аспиранты работают с группками старшекурсников. Старшекурсники работают со студентами младших курсов. Содержание методики в том, что каждый участник, никогда не переставая быть учеником, с самого начала ориентируется на активную деятельность на самом высоком уровне. Зачастую уже через полгода после того, как человек начал заниматься, его посылали вести «проблемную группу». Через год – проводить семинарские занятия, сначала в компании с товарищами, потом самому. Практиковалось даже чтение лекций вместо профессора членами проблемных групп из числа старшекурсников. Периодически в читальных залах общежитий устраивались вечера для обсуждения каких-либо животрепещущих общественных проблем. А раз в год – «Дни науки», как своеобразный отчет о работе системы за год.
Вполне естественно, что заканчивая университет и уезжая работать в другие вузы, «проблемники» старались воспроизвести нечто подобное и у себя. Получалось не всегда, но некоторый положительный опыт есть.
Очень сильный кружок работал в 90-х годах в Мариуполе. Одно время неплохо была поставлена работа в Черновцах, Дрогобыче. Интереснейший опыт был в г. Хмельницком, где методику проблемных групп начали внедрять не преподаватели, а студенты, и даже в Канаде сейчас работает небольшая группа пропагандистов этого метода, основу которой составила пара молодых людей, уехавших туда из Хмельницкого.
Успешно работают ученики В.А. Босенко в нескольких вузах Киева. Благоприятная обстановка сложилась в Киевском политехническом институте, где работало и работает много последователей Валерия Алексеевича, которые активно внедряли метод "проблемных групп". И в настоящее время там работает кружок диалектической логики. В его работе принимает участие около 20 человек. Кроме этого по такой системе действует еще несколько кружков по 5-10 человек. Их участники не ограничиваются сухой теорией. Они ведут большую общественную работу, активно участвуют в научных конференциях, очень много пишут и публикуют в СМИ, изучают иностранные языки, учатся рисовать, активно отдыхают.
Разумеется, что описанный выше метод никак не может быть предложен в качестве универсального, поскольку он предполагает сугубо творческий подход к делу, как со стороны преподавателей, так и со стороны студентов. А творческий подход не терпит шаблона, даже самого, на первый взгляд, эффективного.
Но, с другой стороны, в педагогике вообще, а в высшей школе, в частности, в принципе нельзя терпеть нетворческого подхода к работе. В этом был уверен Валерий Алексеевич Босенко. Эту идею пытаются проводить в жизнь те, кто прошел школу Босенко.
И мы можем с уверенностью сказать, что Валерий Алексеевич Босенко будет жить не просто в наших сердцах. Он будет жить в наших делах.