Письмо из заключения
Прислано Frankenstein 07 2008 22:45:00

Вместо предисловия
В редакцию бюллетеня «Против течения» приходит много писем от людей, которым не безразлично направление дальнейшего развития событий, как на Украине, так и в мире. Среди них встречаются письма от заключенных, в тесные и сырые камеры которых каким-то образом проникает наше слово. Некоторым спустя какое-то время надоедает писать, а в сознании некоторых идея строительства нового, коммунистического общества находит живой отклик, и они стараются пополнить и углубить свои знания о мире и законах преобразования общества. Таких мы снабжаем марксистской литературой и ведем с ними активную переписку, отвечая на волнующие их вопросы. С автором приведенного ниже текста редакция переписывается уже давно. Человек в своих письмах неоднократно выражал желание сотрудничать с нами в борьбе за построение коммунистического общества после освобождения из мест не столь отдаленных. Поскольку вся наша деятельность неразрывно связана с писательским ремеслом, ему было предложено учиться этому ремеслу по схеме: он пишет текст, его подвергают редакторской правке и высылают ему обратно с подробными замечаниями и комментариями, затем он пишет следующий текст с учетом высказанных замечаний и т.д. Это первый, уже отредактированный (к слову заметить, правок пришлось делать не так много, как иногда приходится) текст человека, который никогда ранее ничего не писал с целью публикации. Редакция просит своих читателей быть снисходительными к этому первенцу творческой мысли.
 Наталия Кузьменко
«Журнал вызвал интерес у многих, по поводу статей проводились беседы, дискуссии в частном порядке – по-другому просто нельзя.
Книгу (1 т. из 3-х томника К. Маркса – прим. Н.К.) вчера получил и хоть старался не афишировать, уже несколько человек попросили почитать, создалась небольшая очередь. Спасибо Вам. В последнее время только разговоры, связанные с коммунизмом, Марксом, Совдепом… Многие ответы не нахожу пока…
Разговаривал с представителем администрации (с начальником отряда) по поводу получения книг. Я спросил: «Не возникнет ли сложностей при получении мною 2-3 и  более книг?» Он искренне ответил: «Конечно, нет. Пусть шлют». Спросил только, что за книги, и зачем мне все это надо.
По поводу Вашего предложения насчет моей попытки в публицистике. Текст этот, наверное, немного эмоционален, и, может, не соответствует в чем-то теории Маркса, но все-таки отражает мои мысли и совпадает с моими взглядами, сложившимися на данное время. Интересно, посчитаете ли Вы его уместным?»
Из письма от 19.02.2007. 
Настоящее время с беспрерывно возникающими кризисами в системе требует радикального подхода в разрешении отношений существующего порядка – беспорядка. В свете этих событий необходимо осознание обществом своего положения, для этого нам следует освободить свое сознание от навязанных стереотипов мышления, чему, на мой взгляд, посвящена работа журнала «Против течения». Распространение свободного образа мыслей служит более глубокому пониманию внутренней взаимосвязи явлений прошлого, настоящего и будущего.
Украина потрясена последними событиями. Как бы ни было, она уже не может возвратиться к застою – мысль становится деятельнее, новые вопросы возникают – неужели и они должны заглохнуть? Я не думаю.
Последние времена явно показали несостоятельность современного общества, вращающегося в «круговороте свободы». Является ли эта свобода действительной или представляет собой лишь видимость? Действительность определяет общество зависимых от множества внешних факторов рабов. Все в мире взаимосвязано. Это бесспорно, как и то, что нет предпосылок для пассивного подчинения обстоятельствам. Если в решении возникающих проблем остановиться, не пытаясь их переступить, обойти, или же отступать при каждой опасности, тогда долго еще не настанет благоприятное время. В данном случае не следует ошибаться в одном – обстоятельства многое, но не все. Без личного участия, без воли, без труда ничего не делается вполне. В этом-то и состоит все величие человеческого деяния в истории. Он творит ее, и исполнение его судеб зависит от его верховной воли. Чем обстоятельства лучше, тем выше степень ответственности перед собой и перед потомством. Ничего не делается само собою без усилий и воли, без жертв и труда. Воля человечества страшно велика.
Пожалуй, самым доступным и оправданным в настоящих условиях является свободное слово. Открытое слово – торжественное признание перехода в действие. Но слов и разговоров всегда, и сейчас в том числе, было и есть много, поэтому при трезвом осознании человеком своего положения, слово прежде должно быть осмысленно, утверждено и обоснованно в теории и на практике. Если вам покой дороже свободной речи – молчите.
Обилие разнонаправленных течений, идеологий свидетельствует о попытках становления мысли и соответственной деятельности. Меньшинство, берущее роль авангарда большинства, зачастую становится ведомым или же идет в разные стороны с народом, обосабливаясь от него. Оно начинает осуществлять свой идеал лишь частично, так как не выражает уже стремлений, страданий, мыслей большинства. Большинство бывает вообще не развито, тяжело на подъем, настолько оно подавлено тяжестью современного состояния. Оно ничего не делает, чтобы изменить его к лучшему, тревожась вопросами, оно остается равнодушным и не разрешает их. Появляются люди, которые уничтожение страданий и осуществление стремлений большинства делают целью своей жизни. Они действуют словом как пропагандисты, делом как революционеры – но в обоих случаях настоящая почва для возникновения тех и других – степень угнетенности большинства.
Каждый читающий, понимающий это и разделяющий позиции написанного поймет, что это обращено к нему. Социальное движение неизбежно взорвет систему, подобно сдавленному пару. В таком движении, напряжении на новом основании возродится наследие недавнего прошлого.
Вся предшествующая этому история дает нам право утверждать правоту опыта и стремлений предков, начиная с момента остановки в созидании нового общества, мы принимаем на себя труд по возобновлению этого созидания и зовем живых на похороны всего дряхлого, отжившего, безобразного, рабского, невежественного.