...нельзя себе представить идеала будущего общества без соединения обучения с производительным трудом молодого поколения: ни обучение и образование без производительного труда, ни производительный труд без параллельного обучения и образования не могли бы быть поставлены на ту высоту, которая требуется современным уровнем техники и состоянием научного знания. Эту мысль высказали еще старые великие утописты; ее вполне разделяют и "ученики", которые именно по этой причине, между прочими, не восстают принципиально против промышленного труда женщин и подростков, считают реакционными попытки запретить совершенно этот труд и настаивают лишь на постановке его в условия вполне гигиенические. (Ленин, Сочинения, т. 2, с. 485)
По поводу этого: http://steblya-kam.livejournal.com/87763.html и комментов у Куздры тут: http://kouzdra.livejournal.com/1338178.html
Бородатые классики, как мы знаем, были вполне себе за "подростковый труд" - сочетание обучения с участием в практическом производстве.
Жизнь их прогнозы, на первый взгляд, опровергла - во всех развитых странах, вне зависимости от строя (да и в развивающихся в семьях более-менее квалифицированных работников) школы и вузы от производства отделились полностью, и возраст социализации для получающих среднее специальное образование приблизился к 20 годам, а высшее - за 20 перевалил.
Это, в свою очередь, породило специфические проблемы уже физически (в половом смысле тоже) и умственно развитых, но не активных экономически юношей и девушек, отношение к которым в обществе (и административные мероприятия, на них направленные) скачет от "ужевзрослый" до "этожеребенок" (именно потому, что всем ясно, что это не дети, но и обеспечивать себя, как взрослые, они не могут).
Это, как мне кажется, было одной из причин и пресловутой "сексуальной контрреволюции в СССР" (если я прав, то интеллигенцию она должна была затронуть в большей степени, чем рабочих - интересно, есть ли статистика возраста вступления в брак, и уровня внебрачной рождаемости и добрачных зачатий в зависимости от уровня образования в СССР?) и всей нынешней шумихи с педофилией (моралисты видят только "безнравственность", леволибералы - только шумиху моралистов, хотя противоречие между физической и социальной зрелостью, отсутствовавшее во времена пресловутых Ромео и Джульетты, существует в самой действительности и в головах либералов и консерваторов только отражается), и трудностей с адаптацией выпускников (в соцстранах из-за отсутствия безработицы и планового распределения эта проблема была смягчена, а при капитализме стоит во весь рост, недаром молодежная безработица почти всегда шагает впереди общей) и т.д.
При капитализме эта проблема, видимо, неразрешима (и превращение предприятий в учебные заведения, и создание производства при учебных заведениях при сохранении антагонизма между трудом и капиталом означали бы усиление закабаления учащихся), но после социалистической революции учащиеся ссузов и студенты вузов (пока эти категории не сольются при стирании различий между физическим и умственным трудом) должны будут стать и работниками той сферы, в которой обучаются - и, разумеется, такая работа не может не оплачиваться.
Разумеется, такое сочетание производства и обучения не должно иметь ничего общего с порожденными капитализмом варвраскими подработками студентов, которые ради заработка (не все родители могут содержать неработающего студента!) вынуждены отвлекаться от обучения (снижая его качество) ради случайных заработков, никаких навыков не дающих.
Попытка же устранить последствия недостаточной социализации подростков еще большим увеличением возраста социализации, как это предлагает steblya_kam - проблему только усугубит. |